Дайте торговле товар

Склады большинства белорусских производителей одежды забиты продукцией до отказа, а складывается впечатление, что не только плащей, курток и обуви, но и в целом товаров… не хватает

С наступлением  весны мы с радостью снимаем надоевшие за зиму шубы, куртки и теплые пальто. А то и вовсе от них избавляемся. Благо обновить морально устаревший гардероб с каждым годом могут позволить себе все больше белорусов. Вот только найти достойную обновку нелегко. В одних случаях покупателя не устраивает модель одежды, в других – цена, в третьих – качество изделия… Склады большинства белорусских производителей забиты продукцией до отказа, а складывается впечатление, что не только плащей, курток и обуви, но и в целом товаров… не хватает. Об этой проблеме рассказала начальник Управления организации потребительского рынка непродовольственных товаров Министерства торговли Нина Пашко (на снимке).

— Нина Павловна, так что же все-таки происходит? Почему сложилась подобная ситуация? 

— Дело в том, что на протяжении последних лет темпы роста товарооборота заметно превышали темпы выпуска потребительских товаров. Мы испытываем серьезную нехватку… товарной массы. По расчетам наших специалистов, на нынешний год этот дефицит оценивается в 3 трлн. рублей. Более того,  не все товары, вырабатываемые промышленностью, соответствуют спросу покупателей. Вот в результате и получилось, что спрос есть, продукция на складах тоже, а покупатель не находит нужного товара. 

— Что необходимо сделать, чтобы установка «купляйце беларускае» была не просто лозунгом? 

— Во-первых, в республике следует наращивать производство востребованных покупателем товаров. В противном случае неизбежно увеличение импорта. При этом промышленность должна учитывать, что цикл жизни большинства товаров стремительно сокращается. Если в прошлом веке модельные ряды продукции могли оставаться актуальными 10 — 15 лет, то теперь основные из них морально устаревают в течение года. И, конечно же, не забывать о качестве. 

Многие отечественные товары уступают зарубежным аналогам по своим потребительским, эстетическим параметрам и ценовому факторам, и это следует признать производителям. К примеру, цена на малогабаритные тепловентиляторы ОАО  «Минский приборостроительный завод» превышает цены импортных аналогов в среднем на 35 процентов, в то же время дизайн значительно уступает, мощность электромясорубок того же производителя — 300 Вт, а сопоставимых по цене импортных — 1300 Вт. Вот и делайте вывод, что вы бы предпочли как покупатель... 

К сужению модельного ряда изделий в торговых залах приводит и недостаточная обновляемость выпускаемого промышленностью ассортимента обуви, верхних трикотажных изделий, мужских и женских костюмов и другой одежды для взрослых и детей. Имеют место и нарушения договорных обязательств по поставке товаров производителями в торговые точки. 

Приведу один из примеров: поставка детской спортивной одежды ОАО «Бобруйсктрикотаж» в течение последних лет выполняется только на 40—50 процентов. Из 38 моделей костюмов спортивных для мальчиков и девочек, закупленных в 2007 году, на прилавки попали только 15. Необходимо расширять ассортимент выпускаемой продукции. Значительный ряд товаров в стране вообще не производится. 

Промышленностью республики не вырабатываются платьево-костюмные, блузочные, с различными видами пропиток, отделок и покрытий шелковые ткани. И это при наличии в республике двух предприятий по производству шелковых тканей (в Витебске и Могилеве). Нет высококачественных современных костюмных и пальтовых шерстяных тканей как для продажи населению, так и для швейной промышленности республики. К примеру, для пошива костюмов ОАО «Коминтерн» использует только 15 процентов тканей минского ОАО «Камволь». Не производится одежда из джинсовых тканей, а также одежда и головные уборы из натуральной кожи. Мы не можем предложить покупателю спортивную одежду и обувь белорусского производства достойного качества. Кроме того, хотелось бы, чтобы отечественные промышленные предприятия уделяли больше внимания развитию ассортимента товаров для детей. 

— Каких еще товаров не хватает нашим магазинам? 

— Ощущается недостаток комплектной одежды (выполненной в едином стиле и дизайне из тканей модных структур и расцветок), одежды для беременных женщин и изделий из различных видов натурального меха. Ограничен ассортимент женских костюмов, практически отсутствуют коллекции, выполненные в официально-деловом, неофициально-деловом, вечернем стилях. Не хватает постельного белья из высококачественных тонких тканей, нарядных подарочных наборов с отделкой атласом. Барановичское хлопчатобумажное объединение шьет постельное белье только из бязи. 

Предлагаемый промышленностью ассортимент обуви востребован населением в основном для повседневной носки. На душу населения продается за год только 0,5 пары обуви отечественного производства при расчетной рациональной норме потребления 3,2 пары. 

Особенно недостает нарядных и молодежных моделей обуви, подростковой, для активного отдыха и спорта. Она белорусскими производителями выпускается в узком ассортименте и небольших количествах. В результате спрос на эту продукцию удовлетворяется в основном за счет импорта. И сократить его объемы в ближайшее время будет невозможно. У нас просто не остается другого выхода, ведь главная задача торговли — удовлетворять потребность населения. И если отечественные предприятия не могут обеспечить ритейл в полном объеме, нам, следовательно, придется импортировать недостающую продукцию, чтобы удовлетворить запросы покупателей в качественных и приемлемых по цене товарах. А ведь молодежь и подростки — одна из самых активных категорий покупателей. Вся продукция, рассчитанная на них, должна быть модной, современной, изысканной, быстрообновляемой — в общем, такой, какую они видят на обложках глаянцевых молодежных журналов. 

— Что еще, кроме товаров легкой промышленности, приходится импортировать? 

— Это в основном сложнобытовая техника, с более совершенными, чем у белорусских аналогов, техническими характеристиками, с современным дизайном,  повышенной мощностью и широтой выполняемых функций: кондиционеры, бытовые многофункциональные пылесосы, стиральные полуавтоматические машины, бензиновые газонокосилки, бензопилы, автомагнитолы, цифровые радиоприемные устройства, мобильные телефоны, элементы питания и многое другое. Таких товаров насчитывается более 300 наименований! 

— Каким вам видится выход из создавшейся ситуации? 

— Больше производить собственных качественных, конкурентоспособных и импортозамещающих товаров! Что же касается загруженности складов, то, чтобы решить эту проблему, необходимо активнее использовать метод распродаж. Причем в этом направлении должны работать и товаропроизводители, и организации торговли. Распродавать не реализованные в сезон товары следует путем их уценки в соотношении 50 на 50. Эта инициатива Министерства торговли была поддержана Президентом Республики Беларусь на совещании на ОАО «Свитанок» в городе Жодино. 

Распродажа как метод работы с покупателем стала нормой для торговых организаций. Наши магазины постоянно проводят выставки, ярмарки-продажи, покупательские конференции, месячники и дни качества, сезонные и предпраздничные уценки и распродажи товаров. К примеру, в 2007 году организациями торговли проведено более 5,5 тысячи распродаж непродовольственных товаров по сниженным ценам. В то же время организации-изготовители неохотно участвуют в таких мероприятиях, а отдельные вообще не считают своим долгом думать о реализации своих товаров. Они убеждены, что этим должна заниматься торговля. Нас, естественно, такая позиция не устраивает, ведь в этом случае в проигрыше остаются не только производители и ритейл, а в первую очередь — потребитель. Возникает закономерный вопрос: для кого, а точнее, для чего работают производители?  Чтобы заполнить склады продукцией или чтобы их товары были востребованы покупателем и не залеживались мертвым грузом на прилавках магазинов?.. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter