Претензии к системе ЖКХ обычно делят на «течет», «рушится», «не греет». Случай, о котором пойдет речь, относится к третьему блоку. На прошлой неделе в брестский корпункт «Р» позвонил житель Лунинца Роман Молдованов и пригласил в гости: проверить, как холодно в его квартире. Собеседник предупреждает заранее: у соседей сверху и у соседей снизу та же беда. Оказалось, что еще пять лет назад температурный вопрос стоял ребром в каждой квартире. Но в 2014 году в доме сделали капремонт, и большинство жильцов успокоилось. Чем провинились пять квартир первого подъезда, разбиралась «Р».
Жилой дом 40а на улице Крестьянской в Лунинце местные называют последним бесплатным. Именно на нем в 1993 году остановилась выдача государством квартир. В середине 2000-х дом перевели на автоматическую систему регулирования отопления. Вот тогда и начали звучать возмущения по поводу температуры воздуха в квартирах. «Было время, когда у меня на стене в зале образовывался лед», — вспоминает жилец первого этажа Ирина Зайцева.
С 2009-го жильцы с Крестьянской постоянно писали коллективные жалобы. Начинали с местных властей. Затем — в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Директор КУМПП «Лунинецкое ЖКХ» Георгий Шпаковский говорит, что на проблему обратили внимание:
— При осмотре жилого дома мы выявили проблемы с
качеством панелей. Были явно видны повышенная влажность в квартирах и промерзание конструкций. Специализированная организация выполнила инструментальные исследования, в результате чего выяснили, что причина больших потерь тепла кроется в промерзании ограждающих конструкций.
качеством панелей. Были явно видны повышенная влажность в квартирах и промерзание конструкций. Специализированная организация выполнила инструментальные исследования, в результате чего выяснили, что причина больших потерь тепла кроется в промерзании ограждающих конструкций.
В 2011 году изготовили проектно-сметную документацию, дававшую зеленый свет капитальному ремонту дома 40а. К слову, в начале 2010-х в списках на капремонт значилось жилье 1970—1980-х годов постройки, и дом 1993 года постройки на их фоне смотрелся как-то странно. Но капитальный ремонт с модернизацией, по мнению заместителя директора по жилфонду Лунинецкого ЖКХ Александра Черноокого, данному дому был необходим:
— Выполнили тепловую реабилитацию, ремонт кровли с использованием новейших технологий, заменили коммуникации в подвальном помещении, отремонтировали подъезды и козырьки, заменили систему регулирования отопления.
В ЖКХ утверждают: после капремонта жалобы от жильцов к ним не поступали. За исключением обращений гражданина Молдованова, которому кажется, что в его квартире по-прежнему холодно. Собравшиеся у Романа Михайловича соседи по стояку говорят, что это не совсем так. Последние два года в их жилищах действительно стало теплее, но холоднее, чем в других квартирах. Хотя для утепления наружных стен использовались пенополистирольные плиты толщиной 140 мм. Татьяна Пашедо со второго этажа жалуется: «У нас в квартире дети! Как их в такой холод на пол пускать? Мы купили два электрообогревателя, только они и спасают». Работающий круглосуточно источник тепла выливается семье в серьезную копеечку. Татьяна показывает квитанции: в ноябре семья израсходовала 230 киловатт, в более морозном декабре — все 330! 70-летний пенсионер Роман Михайлович такие средства на комфорт тратить не может, он пользуется более бюджетным способом — греется банками с горячей водой. Ирина с первого этажа по квартире ходит исключительно в теплом спортивном костюме. Дотрагиваюсь до трубы в квартире Молдованова — «летняя».
Люди в ответ не растерялись: мол, сутки напролет они не выключают обогреватели и не открывают форточки для проветривания. Конечно, в доме будет тепло. Но батареи к нашей температуре воздуха не имеют никакого отношения. Они холодные. Можно ли в этом случае жильцам претендовать на снижение оплаты за отопление? Директор КУМПП «Лунинецкое ЖКХ» Георгий Шпаковский непреклонен:
— Если в квартире три раза за месяц будет зафиксирована температура воздуха ниже 18 градусов, то есть ниже социального стандарта, жильцы вправе обратиться к нам для перерасчета услуги теплоснабжения. На сегодня ни одного факта по этому дому установлено не было.
Готовы ли люди выключить хотя бы на неделю обогреватели, чтобы доказать коммунальщикам свою правоту? Ответ ищите двумя абзацами выше. И пока герои этой публикации испытывают температурный дискомфорт и кутаются в пледы, прошу обратить внимание на один факт. В 2014 году капремонт проблемного дома обошелся государству в 1,5 млрд рублей. И если оставить без должного внимания обращения жильцов, эта сумма может изрядно прирасти. Очевидно, что столько людей не могут жаловаться от нечего делать. А значит, местным коммунальщикам нужно еще раз все проверить от и до. И непременно помочь.
hanna.petrachenka@yandex.ru
Фото автора
Фото автора