Дайджест

Ученые: Землю ждет массовое вымирание живых существ

Шестое предупреждение

В истории Земли было пять массовых вымираний живых существ, и теперь нам предстоит шестое.

«Ученые предупреждают, что многим видам может скоро прийти конец, так как на нашей планете ожидается шестое массовое вымирание», — пишет «Daily Mail». Ранее Земля пережила пять массовых вымираний, самое страшное из которых произошло 220 млн. лет назад, когда исчезло 96 % морских видов и 70 % сухопутных.

Теперь ученые полагают, что изменение климата в сочетании с разрушением естественной среды обитания и миграцией животных на новые территории приведет к исчезновению многих видов. Межправительственная комиссия по изменению климата сообщила, что опасность вымирания 20—30 % видов растений и животных повысится, если продолжится глобальное потепление. Элизабет Колберт, научный обозреватель «The New Yorker», в своей книге «Шестое вымирание» исследует, что произойдет, если темпы вымирания ускорятся. В интервью «The Washington Post» она сказала, что для человека неестественно наблюдать вымирание какого-либо вида на протяжении своей жизни. Является ли нынешняя ситуация массовым вымиранием либо только ускорением темпов вымирания, вопрос спорный, считает Колберт.

По ее мнению, изменение химического состава океанов, возможно, является важнейшим фактором постепенного соскальзывания к массовому вымиранию. Треть углекислого газа, выбрасываемого в воздух людьми, попадает в океаны. «А страшнейшие кризисы вымирания в истории связаны с изменением химии океанов», — утверждает она.

А мы и не знали

Контакт с инопланетянами случится в 2040-м?

Главный астроном занимающегося поиском внеземных цивилизаций проекта SETI Сет Шостак «назначил» дату встречи с инопланетянами на 2040 г., пишет «Space.com». Такой прогноз был сделан на основе данных, полученных с космического телескопа «Kepler».

Выступая на симпозиуме NASA в Стэнфорде, Шостак заявил, что существует «фантастически большой процент» потенциально обитаемых планет, и через два десятка лет астрономы смогут просканировать достаточно звездных систем, чтобы их обнаружить.

По словам Шостака, каждая пятая звезда имеет спутник, на котором возможно существование разумной жизни. Это значит, что во Вселенной могут существовать миллиарды похожих на Землю планет. Если хотя бы на одной из них обитают существа, чей уровень интеллекта равен нашему или превосходит его, они непременно получат радиосигнал с Земли и ответят на него, уверен ученый. Сейчас, по словам Шостака, инопланетяне, вероятно, «терпеливо и настороженно слушают, не установлен ли с ними контакт». Астроном не исключил, что сигнал могут получить и исследователи-земляне.

Проект SETI, возникший в 1959 г., ставит своей целью поиск внеземных цивилизаций. В начале 2000-х гг. искатели инопланетян полагали, что благодаря стремительному росту компьютерных технологий выйти на контакт с другими мирами человечество сможет к 2025 году.

---------------------------------------

Так вот ты какая, кукуруза

Совет Европы разрешил выращивать на территории Евросоюза новый сорт генетически модифицированной кукурузы, несмотря на то, что большинство входящих в этот орган министров проголосовали против, передает «Die Welt».

Газета уточняет, что возражения высказали 19 членов Евросовета. Тем не менее из-за того что голоса его участников имеют разный вес, необходимого квалифицированного большинства противникам инициативы собрать не удалось, и вопрос был решен положительно. Убежденные противники новой трансгенной кукурузы, прежде всего Франция, намерены всеми средствами добиваться отмены решения.

Представитель Германии от участия в голосовании воздержался. Как пояснил заместитель министра иностранных дел ФРГ Михаэль Рот, в правительстве нет единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Аппарат канцлера и министерства, возглавляемые членами ХДС, поддерживают решение Совета Европы, тогда как представители ХСС и СДПГ выступают против.

Выведенный американской фирмой сорт кукурузы «1507» выделяет инсектицид и за счет этого устойчив к таким вредителям, как огневка кукурузная, а кроме того, обладает сопротивляемостью к некоторым пестицидам. Использовать его предлагается в качестве корма для скота и на заводах по производству биотоплива, говорится в статье.

На сегодняшний день в ЕС уже разрешено возделывание другого сорта трансгенной кукурузы — «MON 810», однако восемь стран, включая Германию, воспользовались своим правом на принятие так называемых «защитных оговорок» и выращивать его на своей территории запретили. Смогут ли не согласные с новым решением Совета ЕС поступить так же и с сортом «1507», неясно, добавляет «Die Welt», поскольку для этого требуется научное подтверждение, что растение представляет серьезную угрозу для человека и окружающей среды, а таких подтверждений пока нет.

Красота математики

Нейробиологи из Великобритании показали, что ощущение красоты формулы, которое испытывают математики при взгляде на нее, очень схоже с ощущением, которое обычные люди испытывают при прослушивании музыки или при просмотре живописи. Статья ученых появилась в журнале «Frontiers in Human Neuroscience».

В работе 15 профессиональным математикам дали 60 формул, красоту которых необходимо было оценить. Каждой формуле математики присваивали один из трех рейтингов: «Красиво», «Нейтрально» или «Некрасиво». На основе полученных оценок нейробиологи отсортировали формулы по красоте.

После этого формулы из списка показывали математикам, наблюдая за активностью их головного мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Нейробиологи обнаружили, что при просмотре красивых, с точки зрения математиков, формул вызывается отклик в префронтальной коре головного мозга. Эта область, как считается, отвечает среди прочего за сложные когнитивные функции и эмоции.

Проанализировав отклик, ученые пришли к выводу, что он аналогичен тому, который возникает при ощущении красоты. Из этого авторы работы делают вывод, что это чувство для столь сложных абстрактных объектов, как математические формулы, похоже на «ощущение красоты из других источников».

Примечательно, что первое место в списке красивых формул заняло тождество Эйлера. Формула, из которой следует это тождество, была опубликована в работе математика в 1740 году. Она связывает экспоненту от мнимого числа с тригонометрическими функциями и является основной для экспоненциального представления комплексных чисел, а также формулы Муавра для синусов и косинусов кратных углов. Уравнение из теоремы Ферма о сумме степеней двух целых чисел оказалось в конце списка и заняло 58-е место из 60 возможных.

Удивительные факты

•Боязнь всего нового — неофобия.

•Самая дорогая квартира в Москве стоит, как 825 квартир в области.

•Длина самого большого бассейна в мире — 1 км.

•Осьминоги — самые умные животные среди беспозвоночных.

•Боязнь снега — хионофобия.

•85 % киноактеров зарабатывают всего около 5000 долларов в год.

•В государственном гимне Испании нет фиксированного официального текста.

•В Лос-Анджелесе автомобилей больше, чем людей.

•Обычным карандашом можно провести линию длиной 55 километров.

•Технически 40-дневный пост длится 46 дней (воскресенья не считаются).

•В 1982 году компьютер был назван «Человеком года» журналом «Тайм».

•Яйца рифовой акулы благодаря своей спиралевидной форме зарываются в песок.

•Мед