Дай справку, папа

Нервотрепок на границах, заложниками которых становятся дети, скоро не будет

Еще каких-то полгода, и нервотрепок на границах, заложниками которых становятся дети, уже не будет

Стресс, пережитый мной на границе, едва не перечеркнул надежды на безмятежный отдых. Подъезжая к аэропорту, я вдруг вспомнила, что в спешке забыла кое-что оч-чень важное — разрешение отца на выезд сына за рубеж (в кризис отдых на море всей семьей был нам не по карману). Сердце ушло в пятки, муж рассвирепел – все-таки полдня убил на оформление бумажки, а сын разревелся. И все из-за чего? Из-за несуществующей проблемы. Муж – вот он, рядом с нами, с паспортом в руках. Может спокойно подтвердить, что ни в коем случае не возражает против «вывоза» своего чада за рубеж. Но нет, пограничники непреклонны – «действуем в рамках закона». Нервничали мы так битый час, пока на такси не примчалась бабушка с ценной бумажкой. Документ, оформленный и заверенный накануне по всем правилам у нотариуса, был предъявлен – «летите, голуби».

Мы с сыном еще отделались легким испугом. История, которая произошла на моих глазах несколько месяцев назад на границе в Бресте, закончилась куда драматичнее. Минчанка везла с собой на экскурсию в Италию 15-летнего сына. А документ – разрешение отца на выезд ребенка, который стал для нас спасительным пропуском, — по незнанию не оформила вообще. Особого смысла в нервотрепке тоже не было – отец вышел по телефону на связь, но как ни убеждал стражей границы, что он честно отпустил сына с матерью, ничего не вышло. Три часа в томительном ожидании провела наша группа из-за нелепого инцидента – женщина то слезно умоляла выпустить ее ребенка без бумажки, то наверняка предлагала деньги, то говорила, что вот сейчас (в два часа ночи!) созвонится с нужными людьми. Бесполезно. Надо сказать, вся тургруппа, в числе которой было много россиян, даже зауважала наших неподкупных и стойких пограничников, действовавших столь принципиально. Закончилось противостояние вполне заурядно – мальчика отправили домой в Минск на первом же поезде, а его мать, не желая, чтобы пропали деньги, все же поехала в Италию.

А вот с каким случаем столкнулись буквально в эти дни представители одной турфирмы:

— Супруг решил насолить бывшей жене. Сначала вроде как и согласился дать разрешение на поездку в Грецию, сам пошел в отдел по гражданству и миграции, написал заявление... Но написал так, как ему вздумалось: образцу, во всяком случае, оно не соответствовало. Такая странная форма протеста. В итоге жена в истерике, ведь деньги за путевку внесла она. И таких историй у нас немало.

Абсурдность подобных ситуаций подтверждают и сами пограничники, которые не по своей воле становятся эдакими «церберами», как их называют некоторые «пострадавшие».

— Наши сотрудники сталкиваются с этой проблемой чаще всех, — не стал скрывать Александр Тищенко, пресс-секретарь Государственного пограничного комитета Беларуси. — Кто-то, не давая своего согласия, «решает» таким образом семейные конфликты. Родители теряют связь, уезжают в другие страны, не знают, где искать друг друга, а страдают в итоге дети. Помню случай, когда ребенок занимался спортом и его не выпускали за границу: отца найти никак не могли, и разрешения на выезд мать добивалась через суд. Очевидна вся нелепость ситуации.

И что еще несуразнее — героями неприятных инцидентов становились и становятся в большинстве своем самые законопослушные и добропорядочные граждане, каких еще поискать. Если среди них и попадались злостные нарушители, то уж наверняка «погоды» они не делали. В последние годы все понятнее становилась антигуманность и несовершенство именно этой «буквы» закона, в какой-то степени нарушавшей права ребенка. Кстати сказать, «Р» в последние месяцы не раз обращалась в своих публикациях к острой проблеме, но, признаться, мы, мамы-журналистки, кровно заинтересованные в благополучном разрешении этого драматичного вопроса, и подумать не могли, что он решится довольно скоро.

Законопроект «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», утвержденный нашим парламентом месяц назад, внес долгожданные перемены. С 1 января 2010 года дети смогут выезжать за пределы Беларуси в сопровождении одного из родителей без нотариально заверенного согласия второго. Изменения эти, на мой взгляд, вполне революционные и человечные. Хотя бы потому, что уже через каких-то полгода родителям, в одиночку воспитывающим детей и не знающим, где обретается вторая половина, уже не придется ждать их совершеннолетия, чтобы в кои-то веки выбраться на морской курорт или в Европу. А вполне себе дружные семьи перестанут носиться по нотариусам и жэсам, «высиживая» нужный документ в очередях. Да и пограничникам в моральном отношении станет куда проще – ведь они тоже люди, у многих дети, и надо понимать: им нелегко справляться с истериками родителей. Будем надеяться, что нынешнее лето – последнее, когда из-за одной-единственной бумажки, добыть которую иным мамам и папам по разным причинам невозможно, пока еще рушатся надежды многих и многих на безоблачный отдых с детьми.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter