Дай руку — и пошли в науку!
04.09.2007 01:00:00
Эти цифры озвучил председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович на школьном уроке “Я — минчанин”. Урок прошел в первый день сентября в конференц-зале Академии наук для 140 учеников городских школ — победителей разного уровня предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов. На нем нынешняя интеллектуальная элита страны взглянула в ясные глаза тех, кто придет на их место через десять, двадцать, тридцать лет.
— Мы, старшее поколение, не всегда указываем молодежи правильные ориентиры, — заметил Михаил Мясникович. — Огромные конкурсы нынешнего года в вузы на дизайн, социологию, психологию и международные отношения — это, конечно, хорошо. Но в любом обществе востребованы и уважаемы люди, которые двигают физико-технические науки, биологию, химию, медицину...
В истории Академии можно найти множество подтверждений словам нынешнего председателя Президиума. В июле 1944 года был освобожден от фашистов Минск. В августе того года на союзном и республиканском уровнях были приняты решения о возобновлении деятельности Академии наук. Выздоравливающие солдаты из минского госпиталя высаживали первые аллеи Ботанического сада.
Престиж научного труда в Беларуси пошатнулся лишь в начале 90-х годов прошлого века. Из-за резкого сокращения финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ численность наших ученых уменьшилась со 110,3 тысячи (в 1990 году) до 53,3 тысячи (в 1994). Термин “утечка мозгов” в начале 90-х соседствовал с другим — “феминизация науки”. Мужчины первыми уходят из тех сфер, доходы в которых становятся относительно невысокими. Уезжавшие за рубеж или менявшие профессию ученые мужи чаще всего объясняли свой выбор экономическими причинами.
Сохранять и раскрывать каждый человеческий потенциал — задача созданной затем в Беларуси системы по работе с одаренной и талантливой молодежью. В банке данных Министерства образования, который пополняется с 1996 года, уже накоплена информация о более чем шести тысячах одаренных учеников, студентов и молодых специалистов. Выявить эти “искорки” помогают предметные олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы среди учеников. Очистить их от второстепенных наслоений — система профильного обучения в старших классах. Парадокс абитуриентской кампании нынешнего года: выпускников школ меньше, чем в 2006 году, а проходные баллы в вузах выше — вновь подтвердил, что быть образованным сегодня престижно и модно.
Тем не менее слухи о второй молодости отечественной науки сильно преувеличены: средний возраст профессоров и докторов наук — пенсионный.
Разглядывая молодые, преимущественно юношеские лица в фойе Президиума НАН, я задалась вопросом, почему так происходит.
— Поступая, многие из моих однокурсников мечтали о науке, — призналась руководитель одной из пришедших на урок групп, учительница минской школы № 76, выпускница-2007 БГПУ имени М.Танка Елена Федулова. — Но после выпуска в магистратуру поступили трое, а у большинства изменилась мотивация: захотелось что-то делать, применять на практике накопленные знания, получать реальную отдачу. Это не означает, что мы забросили науку — возможно, просто отложили ее на несколько лет.
Светлые головы на плечах у нового, прагматичного и земного, поколения. Его представителям хочется не только свободно творить, но и видеть плоды своих мозговых усилий материализованными. Наверное, именно представителям этого поколения суждено приблизить науку к жизни.
Первые шаги уже сделаны. На сайте межвузовского центра маркетинга научно-исследовательских разработок Министерства образования — www.icm.by — висит созданный по заявкам белорусских предприятий “Промышленный задачник”. В нем сформулированы вопросы, которые хотели бы задать ученым практики.
Выступавшие перед старшеклассниками академики говорили о тех вопросах, до постановки которых практики дозреют не скоро: о нанотехнологиях и белковой инженерии, детонационной технике и способах использования суперкомпьютеров.
— Я хочу, чтобы вы почувствовали: есть новые, интересные идеи, которые стоят того, чтобы посвятить им жизнь, — сказал, завершая свою презентацию, директор Института тепло- и массобмена имени А.В.Лыкова академик Сергей Жданок.
Он напомнил школьникам, что любое движение в природе связано с преодолением барьеров. Один из способов шагнуть через препятствие — заимствовать часть энергии от тех, кому уже удалось это сделать. Ученые с мировыми именами готовы помогать школьникам.
Гостевой урок “Я — минчанин” 1 сентября прошел не только в Академии наук, но и в Национальном собрании, Мингорисполкоме, Высшем хозяйственном суде, Белорусском государственном университете физической культуры, Командно-инженерном институте МЧС и многих других учреждениях.
В Беларуси 1 сентября к занятиям приступили 2,24 миллиона дошколят, учеников и студентов.
Для них в нынешнем учебном году будут работать более 8,5 тысячи учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Первые школьные звонки прозвучали для более чем 92 тысяч первоклассников. Всего в школах, гимназиях и лицеях будет обучаться 1 145 131 ученик. Для 24 196 школьников с особенностями психофизического развития открыто 199 специальных классов и 5433 класса интегрированного обучения и воспитания.