Дай руку — и пошли в науку!

Только 15 процентов живущих на планете людей способны генерировать новые знания. Только каждый третий из них может найти эффективное применение своему таланту самостоятельно. Остальным надо помочь раскрыться.

Эти цифры озвучил председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович на школьном уроке “Я — минчанин”. Урок прошел в первый день сентября в конференц-зале Академии наук для 140 учеников городских школ — победителей разного уровня предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов. На нем нынешняя интеллектуальная элита страны взглянула в ясные глаза тех, кто придет на их место через десять, двадцать, тридцать лет.
— Мы, старшее поколение, не всегда указываем молодежи правильные ориентиры, — заметил Михаил Мясникович. — Огромные конкурсы нынешнего года в вузы на дизайн, социологию, психологию и международные отношения — это, конечно, хорошо. Но в любом обществе востребованы и уважаемы люди, которые двигают физико-технические науки, биологию, химию, медицину...
В истории Академии можно найти множество подтверждений словам нынешнего председателя Президиума. В июле 1944 года был освобожден от фашистов Минск. В августе того года на союзном и республиканском уровнях были приняты решения о возобновлении деятельности Академии наук. Выздоравливающие солдаты из минского госпиталя высаживали первые аллеи Ботанического сада.
Престиж научного труда в Беларуси пошатнулся лишь в начале 90-х годов прошлого века. Из-за резкого сокращения финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ численность наших ученых уменьшилась со 110,3 тысячи (в 1990 году) до 53,3 тысячи (в 1994). Термин “утечка мозгов” в начале 90-х соседствовал с другим — “феминизация науки”. Мужчины первыми уходят из тех сфер, доходы в которых становятся относительно невысокими. Уезжавшие за рубеж или менявшие профессию ученые мужи чаще всего объясняли свой выбор экономическими причинами.
Сохранять и раскрывать каждый человеческий потенциал — задача созданной затем в Беларуси системы по работе с одаренной и талантливой молодежью. В банке данных Министерства образования, который пополняется с 1996 года, уже накоплена информация о более чем шести  тысячах одаренных учеников, студентов и молодых специалистов. Выявить эти “искорки” помогают предметные олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы среди учеников. Очистить их от второстепенных наслоений — система профильного обучения в старших классах. Парадокс абитуриентской кампании нынешнего года: выпускников школ меньше, чем в 2006 году, а проходные баллы в вузах выше — вновь подтвердил, что быть образованным сегодня престижно и модно.
Тем не менее слухи о второй молодости отечественной науки сильно преувеличены: средний возраст профессоров и докторов наук — пенсионный.
Разглядывая молодые, преимущественно юношеские лица в фойе Президиума НАН, я задалась вопросом, почему так происходит.
— Поступая, многие из моих однокурсников мечтали о науке, — призналась руководитель одной из пришедших на урок групп, учительница минской школы № 76, выпускница-2007 БГПУ имени М.Танка Елена Федулова. — Но после выпуска в магистратуру поступили трое, а у большинства изменилась мотивация: захотелось что-то делать, применять на практике накопленные знания, получать реальную отдачу. Это не означает, что мы забросили науку — возможно, просто отложили ее на несколько лет.
Светлые головы на плечах у нового, прагматичного и земного, поколения. Его представителям хочется не только свободно творить, но и видеть плоды своих мозговых усилий материализованными. Наверное, именно представителям этого поколения суждено приблизить науку к жизни.
Первые шаги уже сделаны. На сайте межвузовского центра маркетинга научно-исследовательских разработок Министерства образования — www.icm.by — висит созданный по заявкам белорусских предприятий “Промышленный задачник”. В нем сформулированы вопросы, которые хотели бы задать ученым практики.
Выступавшие перед старшеклассниками академики говорили о тех вопросах, до постановки которых практики дозреют не скоро: о нанотехнологиях и белковой инженерии, детонационной технике и способах использования суперкомпьютеров.
— Я хочу, чтобы вы почувствовали: есть новые, интересные идеи, которые стоят того, чтобы посвятить им жизнь, — сказал, завершая свою презентацию, директор Института тепло- и массобмена имени А.В.Лыкова академик Сергей Жданок. 
Он напомнил школьникам, что любое движение в природе связано с преодолением барьеров. Один из способов шагнуть через препятствие — заимствовать часть энергии от тех, кому уже удалось это сделать. Ученые с мировыми именами готовы помогать  школьникам.
Гостевой урок “Я — минчанин” 1 сентября прошел не только в Академии наук, но и в Национальном собрании, Мингорисполкоме, Высшем хозяйственном суде, Белорусском государственном университете физической культуры, Командно-инженерном институте МЧС и многих других учреждениях.

ЦИФРЫ

В Беларуси 1 сентября к занятиям приступили 2,24 миллиона дошколят, учеников и студентов.

Для них в нынешнем учебном году будут работать более 8,5 тысячи учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Первые школьные звонки прозвучали для более чем 92 тысяч первоклассников. Всего в школах, гимназиях и лицеях будет обучаться 1 145 131 ученик. Для 24 196 школьников с особенностями психофизического развития открыто 199 специальных классов и 5433 класса интегрированного обучения и воспитания.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter