Самая старая плакучая ель растет на Вилейщине

Давно деревья были большими

Какие еще тайны хранит бывшее помещичье имение Бытковщина на Вилейщине

ВО время командировок удостоверилась: у Беларуси богатое историко-культурное наследие — старинные усадьбы, имения, храмы, парки, скверы. По многим уникальным архитектурным строениям и природным местам прошлась, к сожалению, не времени рука, а человека. Оттого пришли эти красоты в негодность, развалились и обветшали. В памяти из детства остались фрагменты усадьбы, принадлежавшей некогда Монюшко и Ваньковичам, дубовая аллея и парк с экзотическими деревьями в деревне Шипяны Смолевичского района. Сейчас уже нет железных кованых ворот, каменных столбов от въездной «брамы». Осталось мало и дубов-великанов, которых мы, дети, пытались обхватить, взявшись за руки. Понимаю, что все течет и меняется, но очень хочется, чтобы наши дети и внуки смогли увидеть не только современные памятники архитектуры или торговые центры.


К счастью, уже несколько лет действует госпрограмма «Культура Беларуси» по сохранению историко-культурного наследия. В Государственный список историко-культурных ценностей внесены не менее 6000 памятников архитектуры, истории, искусства, археологии, градостроительства, заповедные местности, движимое и нематериальное культурное наследие. Конечно, далеко не все «сокровища» предков вошли в этот перечень, но от этого они не теряют своей уникальности. Как, например, плакучая… ель, растущая на Вилейщине, — единственное дерево такой формы, возраст которого перешагнул сто лет.

ГИДОМ по территории бывшего помещичьего фольварка Бытковщина для меня стала председатель Вилейского райсовета Елена Чеботарь. Именно она предложила водителю изменить маршрут и на выезде из агрогородка Куренец свернуть к деревне Саковичи. Первое, что бросилось в глаза, — очень высокие серебристые тополя да вековые липы, высаженные, видимо, еще хозяевами по периметру усадьбы. Территория, к сожалению, стала зарастать кустарником. В центре участка — дерево, происхождение которого сложно понять. Что-то вроде ели со спиленной макушкой, лапки которой свисают вниз. Усадебного дома уже нет, как мне пояснили, из-за ветхости его снесли года четыре назад, остался только фундамент.

Историю усадьбы и этого необычного дерева — плакучей ели — мне рассказал бывший руководитель Вилейского краеведческого музея, а ныне главный редактор районной газеты «Шлях перамогі» Сергей Гончар:

— В XIX веке Бытковщина относилась к имению Саковичи Ошмянского уезда, позже ее объединили с соседним поместьем Куренец, принадлежавшим Габриэлю и Анне Война (семья государственного и военного деятеля ВКЛ. — Прим. авт.). С 1674 года хозяином усадьбы стал Ян Литовор Хребтович, приближенный великого князя литовского Александра Казимировича. Среди владельцев упоминаются имена богатых и знатных людей того времени: Совоневские, Сулистровские, Кундичи, Жолнерчики, Мизул.


В Вилейском краеведческом музее хранятся план-чертеж имения и записи, сделанные в середине 1980 годов доктором биологических наук профессором кафедры общей биологии и ботаники БГПУ имени Максима Танка Анатолием Федоруком, который долгие годы изучал историю родного края через дворцово-парковое искусство. Ученый сообщает: «Сохранилась лишь парадная часть небольшой усадьбы. Покрыт дом шифером... Крыша односкатная, с заломами. Перед домом располагался традиционный круг. 

Сохранились фрагменты его обсадки в виде двух групп, включающих чубушник тонколистный, снежноягодник белый и сирень обыкновенную. Веранду обвивает виноград пятилисточковый. По оси здания на партере растет единственный в Беларуси уникальный экземпляр садовой формы ели обыкновенной с ниспадающей до земли кроной (высота дерева 5 м, диаметр ствола 16,0 см). Ветви черепитчато наслаиваются и свисают вдоль ствола плотными зелеными гирляндами. Сохранился один экземпляр кедра сибирского (высота 12,5 м, диаметр 34 см) и ели обыкновенной с узкой кроной… Принадлежит усадьба скотоприемному пункту совхоза «Вилейский». Усадебный дом используется в качестве интерната шефов (АН БССР)… Фрагмент парка с садовой формой ели обыкновенной оценивается как памятник местного значения».

— Последний раз здание использовали как жилье, поясняет Сергей Николаевич. — Что касается ели, то, по словам местных старожилов, деревце привез владелец усадьбы из варшавского питомника. Когда точно, сказать сложно. Однозначно можно утверждать: экземпляр ели был гордостью имения, недаром вокруг нее на большом расстоянии ничего не высаживалось и не обустраивалось. До сих пор там растут тополя и липы, и, судя по диаметру ствола, им более сотни лет, а то и двести. От местного краеведа слышал, что черные копатели находили в окрестностях Бытковщины старинные монеты, предметы обмундирования воинов и многое другое. Но в целом фольварк был скромным, славился только плакучей елью. Да, такие есть и в современных агроусадьбах, но наша — единственная в Беларуси, сохранившаяся до почтенного возраста. А тайн, связанных с этим местом, еще много.

Краевед и археолог, руководитель Вилейского отделения Республиканского общества охраны памятников Денис Конецкий много лет занимается поиском в архивах различного рода сведений, касающихся истории родного края. Он утверждает: еще в начале XX века владелец имения Бытковщина выкупил его и посадил деревья. Так что ель переехала сюда из питомника Варшавы точно до Первой мировой войны.

— Удивительных и уникальных памятников природы в нашем районе много. Например, дуб, возраст которого от 600 до 800 лет, а в обхвате он около 6 метров. Есть аллеи из столетних лип, сосна на болоте, окружность которой 2,8 метра. Она описывается в документах, датированных 1795 годом. Все это хочется сберечь как можно дольше.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина ВОЗНЯЧУК, ведущий научный сотрудник Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси, кандидат биологических наук:

— Ель европейская плакучей формы, растущая в Вилейском районе, действительно единственная известная на территории Беларуси, возраст которой исчисляется веком. Это широко распространенная у нас ель европейская, но с редкой плакучей формой кроны (ветви свисают вертикально вниз, нижние — красиво распластаны шлейфом по земле), полученной в результате прививки с целью достижения декоративности. Высота ее 4,9 метра, ствол в обхвате всего 70 сантиметров, максимальная ширина кроны 2,5 метра. С помощью возрастного бура мы отобрали керн (древесный стержень диаметром 5 миллиметров), что никоим образом не вредит дереву, и по ежегодным кольцам прироста определили абсолютный возраст ели — 115 лет. Такая изящная форма сейчас часто применяется для хвойных растений в ландшафтном дизайне. Но наша ель европейская, обладающая такой кроной, — результат успешного эксперимента, она представляет ботаническую, научную, эстетическую, историко-культурную ценность и имеет эколого-просветительское значение. Рекомендована к объявлению ботаническим памятником природы республиканского значения «Ель плакучая». Охранные документы переданы в Минский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды для объявления памятником природы в установленном законодательством порядке.

chasovitina@sb.by

Фото автора и из интернет-источников.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter