«Давление» на цены

Расширение розничных сетей делает потребкорзину дешевле

Расширение в регионах розничных торговых сетей делает дешевле потребительскую корзину

У покупателя всегда есть выбор: либо приобретать товар, либо нет. Иногда на этом и заканчивается влияние потребителя на рынок. Полноценно «голосовать рублем» население может не только при наличии многообразия товаров на полках, но и при их «географической» доступности. Особенно этот тезис актуален для продуктов питания.

Даже в центре столицы еще есть «черные дыры», когда в пределах 2—3 кварталов находится единственный продуктовый магазин. До остальных универсамов придется топать приличное расстояние или садиться на общественный транспорт. Вот и стоит дилемма: либо купить дорогой и не совсем интересный товар рядом с домом, либо тратить время и деньги на проезд, чтобы добраться до альтернативы. Для полноценной конкуренции необходимо не только наличие множества производителей и поставщиков на потребительском рынке, но также и обилие торговых точек. Недаром на Западе родился своеобразный стандарт: один квадратный метр торговых площадей на одного жителя. Только при этом условии потребитель имеет реальный выбор. К сожалению, отечественная торговля еще не дотягивает до этого показателя. Даже в столице, не говоря уже про областные, а тем более районные центры. Недаром жители этих городов с восторгом встречают появление в их населенных пунктах сетевых представителей розничного ритейла. Как ни парадоксально, но двигателем конкуренции в категории товаров повседневного спроса ныне в Беларуси являются именно крупные форматы ритейла. Об этом многие и говорили на недавнем открытии новых магазинов «Евроопт» в Витебской области.

Торговая марка «Евроопт» в белорусской «северной столице» известна уже давно, но до недавнего времени там были только относительно небольшие по площади магазины. Поэтому открытие накануне «Славянского базара» нового магазина под вывеской «Евроопт» стало знаковым и для торговой сети, и для жителей города. Компактный гипермаркет «Евроопт» расположился в только что сданном в эксплуатацию торговом центре «Марко-сити». Торговая площадь гипермаркета превышает 2 тысячи метров. Магазин получился достаточно просторным, чтобы разместить широкий ассортимент товаров по доступным ценам, но в то же время уютным, не требующим часовых «пробежек» вдоль стеллажей в поисках нужного товара.

— Это самый большой магазин нашей сети в Витебской области, — подчеркнул генеральный директор ООО «Евроторг» Андрей Зубков. — Покупатели получат все преимущества от посещения нашего гипермаркета формата «ХХХХ»: широкий ассортимент товаров, справедливые цены, дополнительные скидки.

А уже через неделю после открытия гипера в «Марко-сити» распахнул свои двери еще один «Евроопт» все в той же «северной столице». И уже в сентябре встретит своих покупателей новый торговый объект этой сети.

При этом Андрей Владимирович подчеркнул: «Евроопт» ни в коем случае не хочет стать монополистом ни в одном регионе». Да и звание «единственного и неповторимого», по мнению Андрея Зубкова, в долгосрочной перспективе вредит компании: монополизм снижает гибкость менеджмента, его интерес к внедрению инноваций, совершенствованию системы обслуживания покупателей. Кстати, несмотря на опасения представителей «независимого» ритейла, появление магазинов «Евроопт» не «убило» ни одной «одиночной» торговой точки. Хотя здоровая конкуренция заставила некоторые магазины пересмотреть свои подходы к бизнесу: оптимизировать ассортимент, выстраивать более лояльную для покупателя ценовую политику, искать новые «фишки» для привлечения потребителей, повышать качество обслуживания. Впрочем, справедливо и обратное утверждение: небольшие торговые точки заставляют шевелиться гигантов. Например, Андрей Зубков признается: «У некоторых магазинов «у дома» есть чему поучиться. Иногда встречаются очень свежие, оригинальные идеи».

«Евроопт» задает тон для других участников рынка», — уверяет заместитель председателя Витебского городского исполнительного комитета Зинаида Королева. Она уверена: конкуренция в рознице — вещь просто необходимая. Именно она заставляет других тянуться за лидером.

К сожалению, исключительно небольшие торговые точки без присутствия крупных форматов торговли не способны создать конкурентную среду. Даже если продавцов будет много, борьба за покупателя будет лишь видимой. Малое и даже среднее предприятие в ритейле всегда зависимо от поставщика или оптового звена. Учитывая относительно небольшую территорию республики, по целому ряду товаров повседневного потребления в регионе всегда доминирует считаное количество оптовых компаний, численность которых не позволяет говорить о жесткой конкуренции. Крупная сеть в регионе становится своеобразным индикатором, который показывает «выживаемость» всей цепочки: от производителей до розничных продавцов.

Фактически инвестирование крупными компаниями в регионы снижает необходимость административного регулирования цен. Прошлый год, не особенно удачный для белорусской экономики, оказался полезен с точки зрения выявления слабых мест. И в рознице их оказалось немало. Вспомнить хотя бы борьбу с огромным диспаритетом цен между различными регионами. По некоторым видам продуктов питания их средняя стоимость по областям могла отличаться в 1,5—2 раза. Причем речь идет о продукции отечественного производства: молочных, мясных товарах, белорусских крупах… «Паровозом» открылась и другая старая хворь: лоббирование интересов местных производителей. С так называемым местничеством в Беларуси боролись давно, но окончательно искоренить явление административным нажимом «сверху» практически невозможно. Да и «схватить за руку» очень сложно, ведь прямых документальных указаний магазинам брать только свое «родное, областное» никто не дает. Только рекомендуют в устной форме, а потом жестко следят за исполнением просьбы. Поэтому и цены на некоторые товары в прошлом году в разрезе регионов разительно отличались. Крупные торговые сети, пожалуй, самые независимые игроки, особенно на региональном уровне. Скажем, «Евроопт» выбирает своих поставщиков исходя из оптимального соотношения потребительских свойств их продукции. И компании совершенно неважно географическое расположение предприятия. Главное — цена, качество, условия и своевременные поставки… Словом, все те качества товара, которые в первую очередь волнуют потребителей.

Витебские власти констатировали: расширение присутствия одного из флагманов торговли в регионе уже положительно сказалось на рынке розничного ритейла. В новых магазинах «Евроопт» создано около 300 рабочих мест с хорошей зарплатой, системой стимулирования персонала, соответствующим социальным пакетом. Повышение спроса на торговый персонал заставило многие торговые предприятия критично взглянуть на заработки своих сотрудников. По словам Зинаиды Королевой, в отрасли был отмечен рост доходов. Между тем средние цены по Витебску начинают немного снижаться. Словом, рынок розничного ритейла, так сказать, планово реагирует на рост здоровой конкуренции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter