Быть вежливым в сети — целая наука

Давайте церемониться

Сетевой этикет (или «нетикет», от англ. net, «сеть») начал складываться уже в конце XX века. Но прошлый год привел к такому стремительному росту роли цифрового общения в нашей жизни, что о правилах поведения в Сети пришлось задуматься даже тем, кто раньше вообще не придавал этому значения. Как не оказаться на совещании в пижаме? Стоит ли обижаться на точку в СМС? Кому можно отправить голосовое сообщение? Об этом мы поговорили с экспертом Ольгой Лукиновой, автором книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете».

Ольга Лукинова: Модные нынче голосовые сообщения порой неудобны и крайне неуместны.
INSTAGRAM.COM / @DIGITAL_ETIQUETTE_MEMS
— Зачем понадобился особый сетевой этикет? Нельзя ли просто перенести в сеть обычную вежливость?

— Этикет ведь задается контекстом. Есть, например, дипломатический этикет, светский этикет. Что касается цифрового общения, то здесь тоже контекст задает свои правила, и да, чаще они совпадают с обычным этикетом. Но есть и заметные расхождения. Например, повседневный этикет говорит нам: поздоровавшись, ждем, пока собеседник ответит. Потом может состояться смол-ток, непринужденный разговор, и лишь затем переходим к делу. Но цифровой этикет построен на желании сэкономить время. Он требует не церемониться и сразу изложить вопрос. 

— Но появились и невероятные цифровые «церемонии»: так, точка в конце сообщения якобы может считываться как резкость...

— На своем телеграм-канале я проводила опроc: слышите ли вы агрессию в точке? И люди отвечали «да». Им слышатся агрессия, желание завершить разговор, обида. Правда, точка несет дополнительный смысл лишь в том случае, если собеседник обычно точки не ставит, а тут вдруг поставил. Так что можно присматриваться к собеседнику и немножко зеркалить.

— Иногда даже в деловом сообщении хочется поставить смайлик или скобочку. Это допустимо? 

— Скобочка — это вежливая точка. Мы ставим скобочку, чтобы подчеркнуть свое доброжелательное отношение. Вообще, смайлики, скобочки и эмоджи — это сокращение дистанции. Как и в переходе на «ты», первым может сократить дистанцию старший — по возрасту, званию, должности. 

— А правда ли, что сразу звонить по телефону уже невежливо, лучше сначала написать?

— Да, уже формируется норма, которая гласит, что звонок — это вторжение в личное пространство. Когда не было даже домашних телефонов, было допустимо прийти в гости без приглашения. А сейчас, когда есть мессенджеры, принято предупреждать сообщением, прежде чем ворваться звонком на мобильный в личное пространство человека. Чтобы избавить себя от неловких ситуаций, стоит заранее уточнять у собеседника, как ему удобнее контактировать — звонить, списываться по электронной почте или в мессенджерах. Причем писать в мессенджер — это более напористо, чем на почту. Ведь так сложилось, что на электронное письмо можно отвечать от суток до недели, а в мессенджере принято давать ответ в тот же момент, как открыли сообщение. В крайнем случае — до суток. 

— Если нужно впервые обратиться к незнакомому человеку по делу, прилично ли найти его в соцсети? Многие считают беспардонными голосовые сообщения. Но когда их все-таки можно использовать? 

— Голосовые сообщения незаменимы, если нужно передать невербальную информацию. Например, надо описать автомеханику, как стучит машина. Дать послушать врачу, как кашляет ребенок. Отправить устное задание репетитору. Если вы общаетесь с кем-то в другом часовом поясе, такие сообщения заменяют телефонный разговор. Голосом можно отправить поздравление, оно получится теплым, личным, его можно переслушивать, в отличие от телефонного звонка. Часто с пожилыми родственниками, которым трудно читать с экрана и печатать, люди общаются с помощью таких сообщений. Но когда нужно решить срочный вопрос, голосовые сообщения неудобны и неуместны. 

— В нашу жизнь решительно вошли рабочие совещания онлайн. Как их регламентирует нетикет? 

— В декабре мы проводили исследование, в котором принимали участие больше 2000 человек. Мы изучали, какие нормы уже начали складываться в сфере рабочих совещаний по Zoom, Skype и т.д. В результате был собран огромный объем информации и составлен свод правил из 50 пунктов, как нужно вести себя на совещаниях. 

— Целых 50 правил?! 

— Да, и одно из основных правил — стараться минимизировать количество онлайн-совещаний. Многие так увлеклись этим форматом, что там, где раньше достаточно было СМС, теперь собирается целый форум. Можно уменьшить длительность встречи, число участников — звать только тех, кто реально необходим. Есть лайфхак: назначайте видеовстречу не на «круглое» время. Например, не 13:00, а 13:10, чтобы у человека с предыдущей конференции было несколько минут на перерыв.

— А что еще беспокоит участников видеосовещаний?

— Настоящая интрига — нужно ли, чтобы под столом была правильная одежда или пижамных брюк достаточно? Тут мнения разделились 50 на 50. Признаюсь, у меня самой был эпизод: читала лекцию в Zoom как раз о том, как хорошо выглядеть во время видеоконференции. И вдруг моя кошка начала чудить. Пришлось вскочить — а на мне как раз были пижамные штаны! Так неловко! Всегда лучше подстраховаться и надеть правильную одежду. 

— А можно отключать свою камеру, так, что вместо вас все видят лишь черный квадратик? 

— Если разговор тет-а-тет или на небольшое количество собеседников, крайне невежливо выключить свою камеру. Но когда идет лекция или доклад, слушатели могут отключать экран, если их не попросил об обратном спикер. 

— Среди преподавателей ведутся споры, нужно ли заставлять учеников включать камеры...

— И тут я со своими коллегами не соглашаюсь, у меня есть аргументы за то, чтобы позволить студентам слушать меня так, как им комфортно. У школьников множество способов заставить учительницу думать, что ты вовлечен, а на самом деле... Тут вопрос к педагогу, как заинтересовать подростков. Я считаю, камеры для них — лишний стресс. Они начинают себя чувствовать тоже объектами внимания, это нервирует. А еще, когда видят не только лектора, но и всех своих одногруппников, их внимание рассеивается. 

— Правда ли, что кадровики любят просматривать соцсети человека при приеме на работу?

— По статистическим данным ресурса hh.ru, 73 процента работодателей проверяют страницы кандидатов. Так что важно следить за тем, как ты выглядишь в соцсетях. Банки отслеживают страницы своих должников, членов их семей и даже друзей. И так же они поступают, когда решают, выдавать ли кредит. Некоторые посольства требуют прислать ссылки на соцсети, когда вы подаете на визу. Но вовсе удалиться из всех соцсетей — подозрительная стратегия. Так или иначе лучше присутствовать.

Екатерина Пряхина

pryakhina@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter