Увеличение лимита страховых выплат до 800 евро и круглосуточный кол-центр: как водители пользуются услугой европротокола

Давайте разъедемся с миром

Право разъехаться после аварии без вызова ГАИ наши водители получили в 2010 году. Упрощенная схема оформления ДТП, казалось, выгодна всем. Водителям не нужно ждать ГАИ, инспекторы не тратят время на разбор мелких происшествий, а образовавшиеся из-за аварии пробки рассасываются быстрее. Однако многие водители в случае чего все еще действуют по старинке — набирают 102. Хватает и тех, кто с европротоколом знаком, но из страха обнаружить на СТО скрытые повреждения оформляет аварию через ГАИ. Для них с сентября страховую выплату по европротоколу увеличили до 800 евро. На случай возникновения вопросов по оформлению ДТП без вызова ГАИ Белорусское бюро по транспортному страхованию совместно со страховыми организациями создало для консультаций кол-центр по номеру 140. С сентября он работает в круглосуточном режиме. Корреспондент «Р» выяснила, как служба помогает водителям и какие вопросы чаще всего возникают при оформлении европротокола.


Бросить вызов


Конец рабочего дня. Минск. Проспект Независимости. Несколько кварталов стоят в пробке. Опаздывают и нервничают сотни горожан. Причина затора — две легковушки столкнулись бамперами. Картина для города привычная. Автолюбители стоят и ждут ГАИ, иногда не один час, хотя могли бы заполнить европротокол. Чтобы узнать, что водители думают о европротоколе, вместе с экипажем ГАИ отрабатываем мелкие ДТП. Патрульная машина мчится на улицу Орловскую. По рации передали, там столкнулись две легковушки.

— По этой упрощенной схеме можно оформить не каждую аварию, — старший инспектор ДПС ОГАИ Центрального РУВД Минска Александр Дашиневич перечисляет условия, при которых можно воспользоваться европротоколом. — В ДТП участвовало не более двух автомобилей. В аварии никто не погиб и не пострадал. При столкновении не пострадало другое имущество, кроме участвовавших в нем автомобилей. То есть если один из участников аварии повредил, скажем, светофор или отбойник, то однозначно нужно вызывать ГАИ.


Есть еще несколько важных моментов: у обоих водителей есть договор обязательного страхования гражданской ответственности, а также нет разногласий относительно обстоятельств аварии.

На улице Орловской картина маслом: одного водителя подрезали, он притормозил, ехавший позади него не удержал дистанцию и влетел в задний бампер…

— А если там скрытые дефекты? — задается резонным вопросом один из участников ДТП. — Сумма ущерба может превысить 800 евро (по условиям европротокола вред, причиненный имуществу каждого из участников, не должен превышать 800 евро по курсу Нацбанка. — Прим. ред.). Когда моему приятелю так въехали, ремонт потянул почти на тысячу…

Второй участник ДТП по европротоколу уже разъезжался, пару бланков даже нашлось у него в бардачке.

— Я предложил, но он не хочет, — виновник показывает в сторону собрата по несчастью. — Звонили на СТО, фотки им на Viber скинули. Там сказали, что это просто царапины. Я уже заполнял такой бланк. Ситуация была аналогичная, только в тот раз въехали в меня. Сотрудники ГАИ помогли заполнить европротокол. Разъехались минут за десять. Никаких проблем со страховыми выплатами потом не было.  

Чтобы разглядеть вмятины на бамперах столкнувшихся легковушек, пришлось пристально всматриваться: повреждения минимальные. Решаем провести небольшой эксперимент и сравнить время, которое уйдет на заполнение европротокола и протокола ГАИ. С момента вызова инспекторов прошло полтора часа, а сотрудник еще заполняет документы. Мы же заполнили европротокол за десять минут…  

— На оформление таких вот незначительных происшествий у нас уходит в среднем около часа, — подсчитывает Александр Дашиневич. — Составляем схему ДТП, снимаем размеры проезжей части, записываем повреждения автомобилей, опрашиваем водителей и очевидцев. Потом пишем развернутую справку для потерпевшей стороны.

— С водителями служебного транспорта ситуация другая. Они бы и рады разъехаться без нас, но говорят, начальство запрещает, требует справку из ГАИ, — подключается к разговору инспектор ДПС ОГАИ Центрального РУВД Минска Сергей Панков, оформлявший такие ДТП. — Похожая история с некоторыми каршеринговыми автомобилями. Механики, которые отвечают за техническое состояние автопарка фирмы, запрещают клиентам разъезжаться без ГАИ.

Если вы не успели пройти техосмотр или переоформить водительские права и попали в ДТП, то при оформлении аварии через ГАИ инспектор это выяснит и выпишет штраф. В итоге потерпевший водитель, если у него не все в порядке с документами, может заплатить даже большую сумму, чем виновник. При оформлении аварии по европротоколу штрафа по линии ГАИ не будет.

— Прошлой зимой в одном из дворов на улице Янки Купалы притерлись бамперами две машины, — по пути на следующий вызов вспоминает абсурдную ситуацию Сергей Панков. — День был напряженный, много мелочевки. Выезжали на каждую в порядке очереди. В итоге эти водители прождали ГАИ три часа. Девушка-виновница на LADA Vesta со слезами умоляла второго водителя согласиться на европротокол, у нее дома остался маленький ребенок. Тот ни в какую! Приезжаем, смотрим, а у него на крыле только лак слегка притерт, даже краска не поцарапана… И в следующий раз, когда он попадет в ДТП, сделает то же самое. Хотя мог бы один раз потрудиться, чтобы разобраться, как все оформить.

Есть контакт


На улице Тимирязева ситуация схожая. На выезде с автостоянки столкнулись два внедорожника KIA. Александр Дашиневич предлагает участникам обойтись европротоколом, и оба соглашаются, поскольку потерпевшая автоледи спешит в садик за ребенком.

Что из себя представляет европротокол? Это двойной бланк, заполнять нужно только первую страницу, на вторую вся информация продавливается. Первая страница остается у потерпевшего, вторую забирает виновник. Ее лучше не выбрасывать. И вот почему. Если потерпевший выяснит, что ремонт превышает лимит выплаты по европротоколу, то может выбросить свой бланк и обратиться в ГАИ, потому что якобы виновник с места ДТП скрылся. Наличие на руках заполненного европротокола снимет с виновника все претензии по линии ГАИ.

Когда все моменты согласованы, оба водителя подписывают документ. На все про все 15 минут. Большая часть времени ушла на то, чтобы схематично зарисовать положение авто, стрелочками указать направление движения и обозначить места контакта.

Наш разговор со специалистами время от времени прерывают телефонные звонки. Судя по всему, услуга консультации крайне популярна среди водителей.

По наблюдениям инспекторов, некоторые водители пропускают мимо ушей информацию о том, что при аварии есть вариант разъехаться без ГАИ. Это подтверждает наш эксперимент: остановив десять машин, мы поинтересовались у водителей, знакомы ли они с европротоколом. Семеро о нем слышали, у четверых бланк оказался при себе. Многие опрошенные водители признались, что европротоколом раньше не пользовались из-за лимита страховых выплат в 400 евро. Ведь на глазок в стрессовой ситуации не определишь точную сумму ущерба.

— Многие водители просто не разбираются в стоимости запчастей, — продолжает Александр Дашиневич. — Часто слышу от автовладельцев: «Я позвонил в салон, и мне сказали, что деталь стоит 500 евро». Но ведь это цена нового элемента, а если вашему авто уже лет десять, то минусуйте износ.

Неплохой вариант решения проблемы незнания, как заполнить европротокол, предложил инспектор Сергей Панков: обучать этому в автошколе. Для водителей с правами неактуально, а вот новое поколение автомобилистов сможет выйти из учебных классов подкованным в этом вопросе.

Решили перестраховаться


Право разъехаться после аварии без ГАИ наши водители получили в 2010 году. Тогда потолок страховых выплат по европротоколу установили на отметке 200 евро. За первый год оформлено всего 517 извещений. В 2011 году уже 5,5 тысячи. В 2014-м лимит страховой выплаты по европротоколу подняли до 400 евро, и количество аварий, оформленных с помощью извещений, увеличилось до 13 тысяч. Постепенно водители привыкали к новой системе, и уже в прошлом году из 87 тысяч ДТП 26,7 тысячи оформлялись без вызова ГАИ. В этом году таких ДТП уже более 17 тысяч.

Вот еще пара интересных цифр. При лимите выплат в 400 евро количество оформлявшихся по европротоколу страховых случаев составляло 32 процента. Страховщики рассчитывают, что с увеличением лимита до 800 евро эта цифра увеличится в полтора-два раза. Ведь теперь разъехаться без ГАИ можно и с более крупными повреждениями.


Откуда взялась цифра в 800 евро, объяснила заместитель начальника управления Белорусского бюро по транспортному страхованию Татьяна Наумчик:

— В 85 процентах страховых случаев в прошлом году водители укладывались в эту сумму. В большинстве страховых случаев с выплатами свыше этой суммы подключались факторы, которые вовсе не позволяли водителям составить европротокол. Например, был причинен вред здоровью либо в аварии участвовало более двух автомобилей…

Страховщики не исключают возможности в будущем снятия лимита страховых выплат по европротоколу. Однако для этого необходимо подготовить условия, которые исключат возможность мошенничества. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Сейчас Белорусское бюро по транспортному страхованию совместно со страховыми организациями работает над созданием мобильного приложения для оформления европротокола онлайн. Это позволит максимально упростить заполнение извещения.

— Нужно будет всего лишь скачать приложение, пошагово заполнить извещение в электронном виде и зарегистрировать в нашей базе. Затем потерпевший обратится к страховщику, который заберет электронное дело и дальше будет работать по стандартной схеме, — Татьяна Наумчик объяснила алгоритм действия разрабатываемого мобильного приложения.

А что с автомобилями на КАСКО? Здесь нужно смотреть на условия договора. Одни страховые компании не принимают европротокол как основание для выплаты. Другие в полисах ограничивают количество обращений без вызова ГАИ. Обычно речь идет о двух-трех. Когда исчерпаете лимит, то сможете заявлять о повреждениях только с протоколом ГАИ. Некоторые страховые компании выплачивают по европротоколу не более 5 процентов от стоимости транспортного средства.

На связи


Кол-центр для консультаций по оформлению аварий на дорогах без вызова ГАИ работает с августа. Это совместный проект Белорусского бюро по транспортному страхованию и шести страховых компаний. Звонки принимаются по короткому номеру 140 со стационарных телефонов и от абонентов любых мобильных операторов. Услуги кол-центра бесплатные, пользователи оплачивают лишь стоимость звонка согласно действующему тарифному плану мобильного оператора. С 19 августа кол-центр работает в круглосуточном режиме.

С 19 августа кол-центр работает в круглосуточном режиме.

— С момента открытия кол-центра нам поступило более 3 тысяч обращений, — смотрит статистику руководитель контакт-центра Марина Залевская. — Основной поток звонков поступает утром и вечером, когда люди едут на работу и обратно. Наши специалисты пошагово разъясняют порядок действий при оформлении европротокола, помогают заполнить бланк извещения о ДТП, оперативно проверяют наличие действующего договора обязательного страхования автогражданской ответственности. Могут подсказать адрес ближайшего офиса страховщика, куда можно подать документы для получения страховой выплаты.

Проверить наличие договора обязательного страхования автогражданской ответственности можно самостоятельно на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию, введя в нужном разделе госномер автомобиля. Программа показывает только действующие договоры.

Наш разговор со специалистами время от времени прерывают телефонные звонки. Судя по всему, услуга консультации крайне популярна среди водителей. Чтобы каждый из них получил необходимую информацию, все специалисты службы 140 прошли подготовку на базе Белорусского бюро по транспортному страхованию. Сейчас за пультами связи сидят 16 сотрудников. Осенью-зимой, когда количество ДТП традиционно растет, штат сотрудников кол-центра расширят.


Напоследок разговор заходит о сложностях, которые возникают у водителей при заполнении извещения. Марина Залевская перечислила распространенные вопросы, с которыми звонят по номеру 140:

— Часто спрашивают, нужен ли техосмотр для составления европротокола? Не нужен.  Иногда путают графы «Собственник ТС» и «Водитель ТС». В первой указываем данные из свидетельства о регистрации ТС, во второй — данные водителя, который был за рулем в момент аварии. Из самых распространенных ошибок — в графе «Утверждаю, я являюсь ответственным за причинение вреда» подписываются оба участника ДТП, хотя должен расписаться только виновник.

После заполнения внимательно проверьте все записанные данные — не только свои, но и второй стороны. Ни помарок, ни зачеркиваний не допускается.

…Невмешательство дорожных служб в оформление мелких аварий — нормальная практика в странах Европейского союза. Водители не ждут полицию для оформления мелкой аварии, а оформляют документы сами. Более того, если участники аварии все же вызвали инспекторов, то им выпишут штраф за безосновательный вызов. У нас же срабатывает принцип «вдруг что-то напутаю, лучше позвоню в ГАИ». А пока инспекторы оформляют царапины на бамперах, нередко случаются серьезные ДТП.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter