«Давайте разбираться в ситуации…»

Марианну Щеткину люди расспрашивали о льготах и пенсиях

Марианну Щеткину люди расспрашивали о льготах и пенсиях и жаловались на собственных детей

Без пятнадцати десять утра в отделе писем и приема граждан Совета Министров людно. Контингент разношерстный: бабушки-пенсионерки, мужчины при галстуках, молодые мамы. В руках — папки с переписками, документы многолетней давности, заявления и кодексы… Лица — сосредоточенные, вопросы — наболевшие. Означает все это лишь то, что денек сегодня будет не менее жарким, чем все те, когда личные приемы вели члены правительства страны. Сегодня — день министра труда и соцзащиты Марианны Щеткиной.

Ровно в десять в кабинет заходит первая посетительница.

— Я с детства инвалид третьей группы с трудовыми рекомендациями. Стаж работы больше 26 лет. В прошлом году получила вторую группу, работать я больше не могу. Получаю пенсию по инвалидности 443 тысячи рублей, но надо покупать лекарства, оплачивать коммунальные услуги. Мне не хватает денег на жизнь. Как бы мне увеличить пенсию?

— Вторая группа инвалидности предусматривает ряд льгот. У вас скидка 90 процентов на лекарства и 50 процентов на оплату коммунальных услуг. А размер пенсии рассчитан правильно, мы не можем ее просто так увеличить, — Марианна Щеткина держит в руках заявление посетительницы и приложенные к нему документы.

— Но на некоторые лекарства льгота не распространяется.

— Скажите, вы пишете, что помощи ждать неоткуда, но у вас двое совершеннолетних детей-студентов. Они работают? — это не праздный интерес. Чтобы дать компетентный ответ, необходимо знать нюансы.

Выясняется: и сын, и дочь — бюджетники. Сын-заочник уже работает и живет с матерью в четырехкомнатной квартире, но помогать ей отказывается… Дочь живет отдельно. Женщина едва сдерживается, рассказывая о черствости своих детей. Марианна Щеткина дает ей выговориться.

— Договоримся так: я свяжусь с комитетом по труду, занятости и социальной защите. Если у вас проблема с покупкой лекарств, вам помогут материально как неработающему инвалиду. И посчитают, положена ли вам адресная социальная помощь. Она оказывается ежегодно, если среднедушевой доход ниже, чем 150 процентов бюджета прожиточного минимума. Но советую вам рассмотреть и вариант сдачи комнаты в аренду.

Следующий визитер подготовлен основательно: кипа бумаг, Трудовой кодекс и целый перечень интересующих вопросов. Первый из них — предусматривают ли нормы трудового законодательства возможность назначения на должность, которая отсутствует в штатном расписании предприятия.

— Скажите, пожалуйста, вы задаете вопрос исходя из конкретной ситуации? — интересуется Марианна Щеткина.

— Это не имеет значения.

— Это имеет значение. Я должна понимать: человек пришел ко мне с какой-то бедой или просто ради интереса. Если у вас возникла трудная жизненная ситуация, давайте в ней разберемся, — министр настойчиво предлагает свою помощь, но так и не находит понимания.

— Нет, я бы просто хотел узнать ответы на свои вопросы, — посетитель удивляет нас своим спортивным интересом.

Тем не менее прием есть прием: его любопытство удовлетворяют. Мужчина складывает свои бумаги в чемодан и направляется к выходу.

Зоя Маркина начинает беседу с министром, передав личную благодарность. Читаю: «Спасибо за добросовестное и непредвзятое отношение работников министерства при рассмотрении вопроса о праве моего мужа на пенсию за работу с особыми условиями труда». Сама она пришла с вопросом по аттестации на рабочем месте: у нее не подтверждают лишние 6 баллов за работу на станке. В итоге не хватает стажа на льготную пенсию…

— При оценке факторов работы не учли то, что рукой все время нужно выполнять движения и она постоянно находится в поднятом состоянии, — убеждена она.

В течение десяти минут идет обсуждение норм законодательства, касающихся данной ситуации. Женщина видит в документах разночтения, поэтому и пришла на прием.

— Зоя Ивановна, скажу честно: когда я изучала ваш вопрос, у меня сложилось мнение, что эти баллы не засчитали правильно. Но если действительно есть основания принять решение в пользу человека, мы так и сделаем. Договоримся так: не будем заниматься перепиской, вы еще раз подойдете в министерство с документами. Рассмотрим эту ситуацию с главными государственными экспертами.

У следующей посетительницы непростая ситуация. Когда она находилась в местах лишения свободы, у нее наступил пенсионный возраст, но пенсию не оформили. Освободилась через два года и теперь пытается добиться выплаты денег за этот период.

— Пенсия назначается со дня подачи заявления в управление соцзащиты по месту жительства либо по месту отбывания наказания. Администрация колонии должна была оказать вам помощь в сборе документов для назначения пенсии. Вы писали ей заявление об этом? — задает вопрос Марианна Щеткина.

— Да. И представила ксерокопию трудовой книжки, правда, не заверенную нотариально. Но она не приняла ее во внимание.

— Тогда этот вопрос может быть рассмотрен только в суде.

— Я подавала в районный, потом в городской суд, дошла до Верховного. Но мне никто не помог. Все упирается в то, что в сопроводительных документах, которые были при мне, написано, что я 1959 года рождения, а я на самом деле 1952 года рождения. В колонии были недостоверные сведения.

— Значит, нужно ставить вопрос о том, что у вас была неправильно указана дата рождения, и приводить доказательство того, что это случилось не по вашей вине. А так пенсия назначена правильно: с того дня, как вы обратились в управление соцзащиты.

Женщина задает еще один вопрос: как установить сведения о зарплате, если их нет в организации, где проходила трудовая деятельность? Управление по труду и соцзащите уже писало запрос, но лицевые счета не найдены…

— Обратитесь в суд по месту жительства с заявлением об установлении факта получения зарплаты за конкретный период в определенном размере. Это обычная практика.

Следующая посетительница выкладывает на стол справки о зарплате, по которым ей начислили пенсию. В них есть расхождения и ошибки.

— Вам нужно обратиться в пенсионное управление комитета по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома, где поднимут материалы пенсионного дела и проверят, правильно ли назначена пенсия. На основании только этой справки нельзя сделать конкретные выводы. Вы располагаете временем прямо сейчас подъехать туда с документами?

Вопрос решается оперативно. Министр набирает телефонный номер. Женщина уезжает.

У следующей посетительницы просьба: ребенок не является инвалидом, но по медицинским показаниям нуждается в ортопедической обуви. Женщина удивлена ответом: таким детям помощь на покупку ортопедической обуви оказывается государством бесплатно, а для назначения на это социального пособия не требуются доходы семьи и пакет документов минимален.

…На этом прием не закончился. Еще час обсуждались самые разные вопросы. Спрашивали у министра и о том, можно ли наказать за незаконное увольнение 24-летней давности, как доказать, что записи в трудовой книжке о невыполнении своих обязанностей не соответствуют действительности, какие льготы есть у инвалида второй группы, где найти высокооплачиваемую работу… Благодарили, спорили, уходили довольные и не очень. Некоторые обещали найти дополнительные аргументы и вернуться. И судя по практике, они так и сделают. Значит, и следующий диалог министра и граждан будет горячим и заинтересованным. Впрочем, как всегда.

На снимке: прием ведет Марианна ЩЕТКИНА.

Фото: Евгения БЕРЕЗЮК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter