Число жалоб растет: МАРТ - об антиконкурентных действиях госорганов

Давайте разберемся

Все должны работать в равных условиях. И государственные компании, и частные, большие и маленькие. Планомерно и целенаправленно Министерство антимонопольного регулирования и торговли приучает белорусский рынок к правилам конкуренции. С декабря 2016-го в ведомстве работает профильная комиссия, которая разбирает жалобы по поводу нарушения чистоты правил борьбы за клиента. И уже накопила  внушительный для страны опыт.

Фото Keepcalmtalklaw.co.uk

За полтора года комиссия рассмотрела 145 дел. В 35 случаях нарушения подтвердились, в 78 — нет. Еще 32 дела отправлены на доработку. При этом в январе—июне в производстве находились 62 дела. В 38 из них жалобы не подтвердились. Еще почти в каждом пятом случае для принятия решения понадобились дополнительные сведения, в 12 — замечания оказались обоснованными. Чего они касались? Одно — антиконкурентных соглашений, два — злоупотребления доминирующим положением, четыре — недобросовестной конкуренции и пять — антиконкурентных актов и действий госорганов.

Причем на последние все чаще строчат жалобы в МАРТ в этом году. Это не значит, что поводов для недовольства прибавилось. С одной стороны, бизнес стал больше вникать в антимонопольное законодательство. С другой — поверил в непредвзятость и бдительность министерства. В то же время не всегда на местах понимают, что тем или иным решением они создают неравные условия игры и нарушают антимонопольное законодательство.

В принципе, схожая ситуация, скорее, типичная для многих постсоветских стран. В России, например, долгие годы чуть больше половины всех нарушений антимонопольного законодательства совершали сами госорганы и местное самоуправление. Проблемы регионального протекционизма и ущемления малого бизнеса не раз разбирали соседи на совещаниях разного уровня. И только недавно, после четырех лет планомерной и серьезной работы, ФАС удалось снизить этот процент до трети.

У нас процесс только начинается. О чем идет речь? Например, на Брестчине организации, планировавшей проводить учет и расчет платежей за жилищно-коммунальные услуги, по сути, то, чем занимаются расчетно-справочные центры Министерства ЖКХ, в исполкоме отказали в такой возможности. Мол, она частной формы собственности. Хотя законодательных ограничений на работу в сфере этих услуг нет, что и подтвердили в МАРТ. Компания в итоге разрешение получила.

Еще один пример — из Могилевской области. Когда закрылся на реконструкцию мост, по которому ходили троллейбусы, на новые маршруты в объезд поставили транспорт госкомпании без проведения конкурса. Противоречит принципам конкуренции? Да. Даже учитывая то, что на момент рассмотрения дела движение по мосту снова запустили.

Чтобы в дальнейшем предотвратить подобные недопонимания, в МАРТ намерены заняться просвещением как представителей местных администраций, так и  бизнеса в регионах. Значительную часть плана работы на ближайшие три года по программе развития конкуренции займут профилактические мероприятия. Как-никак, порой без посторонней подсказки сложно понять, какие привычки и стереотипы пора менять. Тем более что в стране могут ввести административную ответственность госслужащих и госорганов за антиконкурентные действия. Ранее министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович анонсировал, что уже подготовлен соответствующий проект нормативного правового акта: «Понимаю, что эта норма с трудом будет проходить согласование, но мы не видим лучшего инструмента быстрого повышения уровня знаний людей при принятии решений в соответствии с нормами о конкуренции». О размерах штрафов за нарушения пока не сообщается. В любом случае лучше не доводить дело до взысканий.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter