Давайте послушаем... камни

Любит наш народ байки.
Любит наш народ байки. К любому блюду они - желанная приправа. Но легенд и преданий общественного, так сказать, пользования, кроме пары-тройки громких, почти не сохранилось. И виноваты здесь даже не годы воинствующего атеизма, на который мы всегда киваем. Знаменитый этнограф и историк Адам Киркор еще во второй половине XIX века в очерках о жителях белорусского Полесья писал: "Много достойных памятников в Беларуси истреблено временем, еще больше неведением и равнодушием". Быть может, беспамятство - национальный диагноз и скудость материальной истории нами вполне заслужена. А ведь своя, скрытая от непосвященных, мифологическая родословная есть у каждого более-менее почтенного здания в нашей стране. Доктор исторических наук, архитектуры, профессор Александр ЛОКОТКО изучает мифологию архитектуры уже много лет. Поначалу - по долгу службы, чтобы лучше понять нюансы профессии, теперь же - просто потому, что азартное это оказалось увлечение, да и для исследований здесь поле непаханое.

- Будучи в других странах, наверняка обращали внимание, сколько везде мест с легендами, наделенных некоей силой: в любой европейской столице экскурсовод просто загоняет вас, советуя, к чему прикоснуться, где подпрыгнуть, "дунуть-плюнуть" - желание загадать. А припомните у нас что-либо подобное. Нет? А ведь и у нас легенды красивейшие существуют и предания. Только не занимался этим никто почему-то. И живет это где-то в устном народном творчестве. Хорошо, если экскурсовод по натуре пытливый - соберет что-либо, расскажет. Так рождается, например, в Минске свой городской фольклор. Своеобразный. Подобным мифологическим местом в последние годы стал Остров слез: молодожены ездят сюда - к скорбящему мальчику-ангелу. Есть поверье, что надо прикоснуться к некоторым местам: деток здоровых попросить. Но на Остров слез должны не за этим приходить. Место-то ведь скорбное.

А ведь действительно, взять хотя бы тот же парковый комплекс в Лошице. Там и легенда красивая, даже миф о привидении здешних мест существует. Дескать, дочь Прушинского, погибшая когда-то от несчастной любви, перед суровыми потрясениями является, перед несчастьями. Говорят, накануне трагедии на Немиге ее в последний раз видели. Когда-то на берегу, где погибла девушка, отец выстроил красивейшую беседку. Ее, между прочим, даже археологи найти пытались. Для влюбленных здесь все же куда романтичнее, чем на скорбном месте, строить планы на будущее...

Благоустроены или нет наши регионы, но большинство туристических маршрутов формируется именно сейчас. Спонтанно. Это естественный процесс, ни кем не навязываемый. Это и хорошо. Складывается начальная стадия туристической локализации. Конечно, главное, чтобы при этом сформировалось единство историко-культурного наследия, синтез с ценностями природы и ландшафта. Сейчас я работаю над одной идеей: хочу "подключить" памятники природы, истории и культуры Беларуси к дорожно-туристической инфраструктуре, к системе сервиса. Ведь на любой трассе масса остановочных пунктов - от кемпинга до заправки. А если на каждом из них, из этих пунктов случайной остановки, будут некие ориентиры, что здесь поблизости есть немало значимых мест - от камней уникальных, которых у нас, пожалуй, больше, чем в любой другой стране, до реликтовых деревьев, замков, усадеб, родников. Да всего что хотите! Это будет та самая наглядность, после которой хочется подойти и рукой потрогать. И наше представление о провинции уже не будет столь однообразным, унылым.

Мифология архитектуры - особая сторона бытия архитектуры. У нас, можно сказать, сложился совершенно определенный архитектурный фольклор. Особенно он силен в деревне. Там все, начиная от крестьянской хатки и заканчивая корчмой и мельницей, имеет свою эзотерическую подоплеку. Впрочем, всегда был он и в городах. Ведь многие столетия они были преимущественно деревянные. В Минске, к примеру, вокруг исторического ядра очень органично существовал пояс деревянных предместий. Он-то и был малым "золотым кольцом" города, невероятных и разнообразных легенд здесь было, что называется, у каждого столба - только прислушайся. К примеру, мифическая река Переспа. Известно, что когда-то она впадала в Свислочь (какие-то ее очертания ландшафтники еще могут найти). Благодаря льготам польских королей прежде она была сплошь застроена водяными мельницами. С этим множество легенд связано, в том числе и о происхождении города: Менеск - основатель Минска ездил на мельницу с каменными жерновами, от него и город назван.

Впрочем, эта легенда известная, гораздо интереснее и живописнее иной пласт: я давно хочу поднять проблему изучения ландшафтной топонимики с точки зрения ее мифологического компонента. Например, я знаю хорошо Подаресье в Стародорожском районе. Место глухое, но очень древнее - упоминается еще в летописях XVI века. Об этих краях когда-то Купала писал в поэме "Над ракой Арэсай". Удивительно красивый, даже какой-то зловещей красоты край. Когда-то на болотах отдельными островками располагались селения родственников - патронимические группы, говоря научным языком. Однофамильцы. Нынче все слилось в одно селение. Но названия до сих пор за каждым концом уникальные: Каменка, Причепиловка, Казланский конец, Жабин кончик! Сохранились и пережили века. А вокруг деревни существует таинственный мир урочищ, заколдованных мест - проклятых, святых, чудотворных камней, ручьев и всякой мифологической всячины. С каждым из этих мест целый клубок легенд связан, былей и небылиц. К примеру, Шведская гора - людей к себе, словно магнитом, тянет. Но ходить туда нельзя: местные жители уверены, что нечисть там шабаши справляет. И это только в одном населенном пункте. А представьте - подобный эзотерический ореол есть абсолютно у каждого населенного пункта в нашей стране - это не скромничая! Помимо пласта истории, так сказать, официальной. А сколько в городах крупных сакральных памятников - где исцеление можно найти, где счастье выпадет, а где и болезнь накличешь.

Один из самых хрестоматийных подобных примеров связан с Мирским замком. Есть предание, что держится старинный замок на одном только камне в форме бараньей головы - с правой стороны он находится, у фундамента. Его можно потрогать, даже, говорят, желание загадать. Правда, недоброе: зла кому пожелать. Потому как камень этот символизирует зло, затаившееся, обузданное, но все же до конца не побежденное. И если найдется когда на земле белорусской такой богатырь, что камень этот коварный из древней стены вытащит, сложится замок, словно карточный домик. И прощай тогда все деньги и силы, десятилетиями в реставрацию вкладываемые... Впрочем, легенда предрекает и куда более глобальную катастрофу - всей стране. Местные студенты (рядышком там реставрационное училище) о легенде этой взахлеб рассказывают. А вот других подобных преданий припомнить так и не смогли. У многих вообще в глазах недоумение: разве, кроме Мира, есть у нас еще старинные памятники?

...В начале XIX века, после раздела Польши и присоединения части Беларуси к Российской империи, Российская академия наук начала нашим краем заниматься, стали приезжать известные ученые - добросовестно все изучали, ездили по окрестным помещикам, записывали легенды, предания и мифы нашего края. И открыли они интересное явление: население здесь, как нигде, суеверное, а вот более-менее систематизированный материал отсутствует. К примеру, в Полоцке долгое время хозяйничали иезуиты. Но изучали только то, что касалось их бытия. Даже про крест Евфросинии Полоцкой, к примеру, не могли ничего рассказать - они этим не интересовались.

В этом отношении фольклорное богатство во всех пластах культуры предполагает единую или хотя бы преимущественную основу - этническую, религиозную или любую другую. У нас же подобного единства не было никогда. Плоды мы теперь и вкушаем. А сколько в стране трагических, страшных преданий, рожденных атеистическими годами, религиозной борьбой, что всегда у нас была. Практически в каждом крупном селении есть своя легенда об ушедшем под воду костеле, соборе. А сколько кощунственных примеров из не столь далеких времен, когда усыпальницы церковные разорялись, разворовывались. В нарочанском крае каждый старожил расскажет об истории с мумией в местечке Засвирь. Лет 15 тому назад из разоренного костела извлекли мумию создателя этого костела, который когда-то погиб при его постройке. В селе она чем-то вроде "прикола" стала. Мужики ее местным жителям под окно на скамейку подсаживали, карты в руки совали, сигарету в зубы... И подобных легенд, к сожалению, у нас множество. От варварства нашего они. Но ведь тоже история! Конечно, хотелось бы, чтобы край наш гордился более светлыми легендами...

...Возможно, иные не согласятся - зачем народ байками пичкать? Ведь главное, чтобы город был ухоженным и чистым. А общее впечатление создается архитектурной самобытностью, ландшафтной индивидуальностью, добрыми лицами горожан. Конечно, это тоже важно. Но для многих - не определяющее. И лица, и ландшафты, и архитектура - нормальный "набор" всякого города. А вот сохраненные, выпестованные городские легенды и побасенки - они-то и есть та самая "приправа", послевкусие которой на многие годы остается. Загляните в копилку собственных воспоминаний - разве я не права?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter