Давайте дружить хорами

Виталий Раузо родился в Витебске в 1952–м...

Виталий Раузо родился в Витебске в 1952–м. В детстве занимался спортивной гимнастикой. Затем перешел на конькобежный спорт, пробился в юношескую сборную области. Однако, несмотря на увлечение спортом, свою жизнь связал с хоровым искусством — стал хормейстером. Сейчас Виталий Александрович работает учителем в витебской школе искусств № 1, руководит городским народным молодежным хором, с которым гастролирует по Европе и участвует в международных конкурсах. Некоторые его воспитанники продолжают петь и сами преподают в Витебске, Минске, Санкт–Петербурге, Испании, Бельгии... Недавно Виталию Раузо присвоили почетное звание «Человек года Витебщины–2010». Хороший повод, чтобы затронуть вечный спор любителей классики и попсы, какая музыка для нас полезнее.


— Виталий Александрович, как получилось, что вы, такой в общем–то спортивный человек, увлеклись хоровым дирижированием?


— В 60–м году мы с матерью отдыхали в Батуми. Там я впервые увидел аккордеон. Он мне так понравился, что я начал просить родителей (кстати, не имевших никакого отношения к музыке) купить мне такой же. Мне, правда, приобрели маленький трофейный инструмент, на котором я и учился играть — брал частные уроки. В городе была всего одна музыкальная школа, и поступить в нее было неимоверно сложно! При тогдашней зарплате 85 — 100 рублей мои уроки ежемесячно обходились семье в 15 рублей. Деньги немалые. Но я учился усердно, легко подбирал по слуху популярные мелодии: «Кубинский марш», «В землянке», вальсы, французскую эстраду... Только спустя три года поступил в хоровую студию, где 5 лет занимался по классу аккордеона.


— Это правда, что еще не окончив музучилища, вы стали руководить вокально–инструментальным ансамблем?


— Да. Это был ВИА на фабрике «Знамя индустриализации». Ребята оказались старше меня на 2 — 3 года и очень ревностно отнеслись к художественному руководителю, который был второкурсником училища.


— А сами играли в ансамбле?


— В полупрофессиональном ВИА «Витебские верасы» при городском центре культуры, которым руководил Анатолий Менжинский. Я там играл на электрооргане. Интересная деталь: в составе скрипачом и вокалистом у нас работал Игорь Рыбак, отец Саши Рыбака. Того самого, который в 2009–м выиграл «Евровидение», выступая за Норвегию. В этом ансамбле меня заметил Юрий Грязнов, заслуженный работник культуры БССР, хормейстер хора мальчиков, и пригласил в 1973 году работать с хором девочек в СШ № 33.


— Но именно Грязнова вы сменили на посту главного дирижера сводного городского хора?


— Грязнов — личность замечательная. Он открыл в Витебске первое в БССР хоровое отделение при школе искусств, провел в 1974–м в областном центре первый хоровой праздник по принципу модных прибалтийских певческих фестивалей. В 81–м году, накануне такого же праздника, Юрий Григорьевич почему–то встал и ушел с заседания горисполкома. Там–то мне и предложили стать главным дирижером сводного городского хора. Если бы не поддержка педагогов и однокашников по минской консерватории, где я учился, ничего бы у меня не вышло.


— Почему, на ваш взгляд, сегодня хоровые праздники не так популярны, как 30 — 35 лет назад?


— После развала СССР хоровой жанр рухнул во всех республиках. Через некоторое время благодаря традициям и солидным денежным стипендиям его восстановили в Латвии, где сейчас могут собрать 19–тысячный хор. С другой стороны, от классики не получишь мгновенного, сиюминутного эффекта, на который нацелена популярная музыка. Да и без определенной подготовки зрителю не обойтись. К нам на фесты духовной музыки приходят разные люди. Некоторые через год–два встречают и говорят: «Какой замечательный был концерт!» Значит, все это время они «переваривали», работали над тем, что услышали.


— Складывается впечатление, что в Европе вы выступаете чаще, чем в Беларуси...


— К сожалению. Организовать гастроли хорового коллектива стоит больших денег. В Европе — в том числе. А наша дружба с хором «Канторай» из немецкого города Вецлар завязалась 19 лет назад. Тогда в Витебске только–только появился молодежный хор. На одну из его репетиций пришла Урсула Хайнеке, которая пела в «Канторай». Она хотела расширить культурные связи, возникшие благодаря белорусско–немецкому обществу, которым руководил завкафедрой немецкого языка витебского пединститута Владимир Попкович. Хор ей понравился, и после долгих согласований и репетиций нас пригласили в Вецлар на предрождественский концерт исполнить ораторию Баха. Тамошний дирижер никак не мог поверить, что 15 — 17–летние мальчишки и девчонки смогут спеть это сложное произведение на немецком языке. Но концерт прошел успешно. В Германии мы жили в семьях. После немцы приехали с ответным визитом. Так и дружим до сих пор. Хорами. Недавно я ездил провожать на пенсию 65–летнего дирижера из Вецлара. Кстати, в дороге и узнал, что удостоен звания «Человек года Витебщины».


— А чем объясните популярность хорового пения в Западной Европе?


— У нас для исполнения серьезных произведений обычно приглашают профессиональные коллективы. Их немного и заполучить их стоит больших денег. Например, когда мы хотели пригласить в Витебск хор Алексея Шута из Минска, чтобы исполнить литургию Павла Чеснокова, необходимые 3,5 миллиона рублей так и не сумели найти. В Европе зарегистрировано 60 тысяч (!) любительских хоров, а перед тем или иным важным концертом их «разбавляют» профессионалами. Любители обычно не стремятся к высоким результатам, к победам в конкурсах. Хор для них прежде всего — общение, выход в свет. После концерта обязательно следует фуршет. Угощение готовят обычно сами. Прагматичные европейцы просчитывают все. Например, когда мы ездили в Бельгию, гостиницу и ресторан оплачивали за свой счет. Благо билеты на нас, земляков Шагала (улыбается. — Прим. авт.), раскупают охотно.


— Каковы последние достижения ваших подопечных? К чему стремитесь?


— Осенью минувшего года в Германии молодежный хор участвовал в записи компакт–диска — исполняли кантаты Мендельсона и Баха. Недавно вернулись из Даугавпилса с международного конкурса. Там из 50 коллективов завоевали диплом первой степени, уступив только обладателям Гран–при — рижанам. Кстати, там, в Латвии, нашим хором дирижировал мой сын Александр. Он окончил Белорусскую государственную академию музыки. В конце апреля в Витебске хотим дать совместный концерт с хором из Латвии, а в июне нас ждут в Германии на самом престижном конкурсе этой страны. Там планируем выступить в номинациях «Смешанные хоры» и «Народная музыка». С интересом слежу за всемирной «олимпиадой» хоровых коллективов. В прошлом году она проходила в Китае. Участников туда выбирают по рейтингу. Беларусь, увы, пока не попадает. Надеюсь, временно. Правда, уровень «олимпиады» ни одному из коллективов без помощи серьезных спонсоров не вытянуть.


Фото автора и из архива Витебского народного молодежного хора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter