Как в нынешние непростые времена воспитывать девочку

Дать слабинку?

Мы все больше осознаем важность в нашей жизни семьи, гармоничных отношений. Как ответ на запрос на семейные ценности в календаре россиян и белорусов появляются новые праздники: в Беларуси 21 октября отмечают День отца, а в России совсем недавно, 27 ноября, отметили День матери. Но воспитывая детей, мы хотим, чтобы они выросли сильными, способными постоять за себя. «СОЮЗ» спросил психолога Инну Хамитову: нет ли тут противоречия, если в семье растет девочка?

Мы почти бессознательно навязываем свой выбор детям.
icvl.ru

— Инна Юрьевна, перед родителями девочек задачка со звездочкой: общество смотрит в сторону традиционных ценностей, но ни школа, ни вузы, ни тем более взрослая трудовая жизнь никаких поблажек «маминым принцессам» не обещают.

— С одной стороны, функция родителя — любить ребенка, защищать его от опасностей мира. Словом, делать все, чтобы он был одет, обут, здоров и залюблен. Эту часть мы все выполняем, любить ребенка легко и приятно. Но есть и вторая функция — воспитание. Оно предполагает, что мы готовим ребенка к этому миру, показываем ему, как в жизни все устроено, и устанавливаем границы. И вот это уже не так легко, потому что приходится временами делать то, что нам не нравится, — запрещать.

Мы готовим ребенка к адаптации в том обществе, в котором сами и живем. В патриархальном существуют достаточно жестко закрепленные роли для женщин и мужчин и есть четкие правила. Потому что так легче выживать.

От мужчины требуется, чтобы он был на вершине семейной иерархии, брал на себя ответственность за все, был защитником. Это накладывает отпечаток на то, как воспитывают мальчика: «Мальчики не плачут». А за женщиной в патриархальном обществе закреплена функция «детская, церковь, кухня». Но мир изменился. Женщины уже вполне могут — и часто им приходится — сами содержать и себя, и своего ребенка. Соответственно, изменяется и воспитание, и форма семьи иная. Кстати, социологи вам скажут, что теперь более всего востребован не мужчина, содержащий женщину, а тот, который интересен эмоционально, интеллектуально и сексуально. С ним должно быть тепло, весело, интересно.

— У нас пока отец семейства, особенно среди тех, кто постарше, чаще сдержан и суров.

— Да. Если человека воспитывали в том ключе, что для мужчины главное всегда сохранять лицо, а коли ты не таков, то и «не мужик», от него не стоит ждать особых чувств. И когда такому мужу женщина говорит: «Окажи мне поддержку», он может поспешить «решать вопросы», но не умеет просто обнять и утешить.

Вы не задумывались о том, почему папы часто больше любят дочек и девочки им ближе, чем сыновья? Потому что с мальчиком отцу приходится растить «настоящего мужчину», а с девочкой ему общество словно разрешает быть ласковым, эмоциональным — хохотать, огорчаться, быть мальчишкой. Для папы это ужасно приятно. Вот поэтому девочки часто эмоционально поближе к папе. И вообще девочкам позволяется больше, поэтому их детство, наверное, часто бывает посчастливее.

Психолог Инна Хамитова.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Пытаясь воспитать девочку такой же сильной, самодостаточной, как и мальчики, не рискуем ли мы нанести урон ее женственности, вырастить этакую «Людмилу Прокофьевну» в мужском костюме?

— Я не согласна, что женственность часто трактуют как нечто «недочеловеческое». То есть если ты в платьице, с маникюром и прической, ты женственная. Если без оного, то как будто бы неженственная. Но мы всего лишь наталкиваемся на определенный стереотип, который бытует в социуме. Если бы жили в обществе, где женщины были бы воинами, считалось бы женственным ношение камуфляжа. Мы можем говорить про гендер, про то, что женщина может ощущать себя как угодно, но от этого она не перестает быть женщиной в биологическом смысле. У нее есть репродуктивные органы, которых нет у мужчины. Даже если женщина не хочет рожать детей, а хочет рисовать картины, водить трак или двигать науку, от этого она не перестает быть женщиной.

— Я была преисполнена решимости воспитывать детей без гендерных предрассудков, но в итоге дочка в розовых бантиках ходит в музыкалку, а сыновья занимаются робототехникой...

— Мы почти бессознательно навязываем свой выбор детям. Но ведь бывают девочки, которым нравится не расчесывать гриву игрушечным пони, а всюду лазить и прыгать. Все разные, у всех разный склад нервной системы, темперамент. Некоторые дети гиперактивны, некоторые чрезмерно спокойны. И тут стоит подбирать занятия под характеры и темпераменты детей, а не под их пол.

Уже лет 15 назад было проведено одно исследование, которое показало, что мальчикам в детских садах нравятся не девочки в пышных платьицах. Они выбирают девочку — партнера по играм, с которой можно бегать, прыгать. А девочки выбирали таких же мальчиков — партнеров по играм, отдавая предпочтение более чутким и душевным.

— Недавно я с удивлением узнала, что есть не только «девчачьи» игрушки и мультики, но и книги. Типа «Как стать принцессой».

— Как бы таким образом не подвести ребенка к глобальному разочарованию. Вот она сидит, читает книгу о принцессах, которые ждут своих прекрасных принцев на белом коне... С другой стороны, принцессы ведь разные бывают! И современные мультики про принцесс — заметили, как изменились? Та же Рапунцель — она больше не сидит в башне и не спускает косу, чтобы по ней принц взобрался. Она дерется этой косой! Принцессы стали очень боевыми.

— Сейчас обсуждают введение в российских школах начальной военной подготовки, в Беларуси подобный предмет тоже есть. В России, кстати, его вводят и для мальчиков, и для девочек.

— Я не считаю, что есть знания для девочек, а есть для мальчиков. Ничего плохого, если мальчик научится готовить, а девочка, например, лазать по канату. И даже в военной подготовке для девочки не вижу ничего вредного. Навыки лишними не бывают. Я застала в своем детстве и раздельные уроки труда, и НВП. В позднем СССР никакого идеологического смысла в них, кажется, не вкладывалось, или мы его просто не замечали. Нам было прикольно ходить в походы, играть в «Зарницу», жечь костры. В девяностых мой сын участвовал в «Робинзонаде» — это игра-выживание на острове, в горах. И я думаю, что и девочке тоже можно в подобном принимать участие, дело лишь в том, позволяет ли это здоровье.

— Какие педагогические цели должны ставить родители перед собой, если они воспитывают девочку?

— Мне кажется, важно сделать все, чтобы она с уважением относилась к окружающим. Это ведь и про чувство собственного достоинства, когда женщина не грубит, умеет слушать и слышать, уважает чужие чувства и мнения. Это совсем не значит, что она идет на поводу у всех и предает себя. Хотелось бы, чтобы она с уважением относилась к себе и своим границам. Понимала, что она хочет, а чего нет. Умела вежливо и достойно отказать, если кто-то настаивает на том, чего она не хочет. Умела защищать себя в случае необходимости. Была достаточно самостоятельна в материальном аспекте. Имела дело жизни. Умела позитивно общаться. Имела хороших друзей. Имела хобби и увлечения.

— Спасибо за список. Пожалуй, применю его и для сыновей.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Инна Хамитова, известный российский психолог, психотерапевт, специалист в области семейных отношений. Автор множества статей и соавтор ряда книг по семейной психотерапии. Директор и соучредитель Центра семейной терапии. Мать двух взрослых детей.

Екатерина ПРЯХИНА.

pryakhina@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter