Дарю барбоса в хорошие руки

Можно ли убрать бродячих животных с городских улиц?

Можно ли убрать бродячих животных с городских улиц?

Когда-то минчане мечтали, что столичная “Фауна города” сможет стать зооприютом, но их мечта осуществилась в Витебске. Почти два года назад на окраине областного центра открылся первый в стране и пока единственный государственный приют для бездомных шариков и мурок. Здесь никого не усыпляют — несчастных бродяг стерилизуют и пристраивают в добрые руки. Только рук этих, увы, куда меньше, чем злых: приют всегда переполнен.

Начальник Витебского приюта для бездомных животных Наталья ЗУБОВА смотрит новый рекламный ролик о приюте, от которого у нее наворачиваются слезы.

Бесприютный энтузиазм

Дом спасения для четвероногих беспризорников появился в Витебске благодаря упорству членов благотворительного общества “Друзья животных”. В течение 13 лет зоозащитники не прекращали письменный диалог с городской властью о строительстве приюта для бездомных собак и кошек.

— Мое детство прошло в самом центре Витебска, двор часто посещала бригада отлова, собак убивали на наших глазах монтировками, — вспоминает начальник приюта Наталья Зубова, которая все эти годы была лидером городского движения зоозащитников. — Еще до регистрации общественной организации мы закрыли городскую живодерку, позже добились запрета на отстрел животных прямо на улицах, помогали малоимущим людям стерилизовать домашних питомцев, начали выпускать газету “Друзья животных”. В 2001 году горожане и власть поддержали идею строительства приюта: была организована кампания по сбору пожертвований, выделил деньги и горисполком. Но через пару лет стройка остановилась.

В 2010 году решение проблемы взял под личный контроль председатель Витебского облисполкома Александр Косинец и дело наконец сдвинулось с мертвой точки. По поручению губернатора под приют реконструировали заброшенное двухэтажное здание на окраине. Проектные и монтажные работы обошлись в три миллиарда рублей, стройку практически полностью спонсировал Витебский мясокомбинат. И сегодня ГП “Спецавтобаза г. Витебска” содержит штатных работников, платит налоги и коммунальные платежи, остальное — корм, ветпрепараты, поводки и ошейники — покупается на пожертвования.

Дорогая услуга

С начала открытия приюта новых хозяев обрели более тысячи животных. Больших и маленьких, красивых и не очень, молодых и старых, умных и бестолковых — сотрудники приюта сами удивляются тому, как быстро иной раз уезжают отсюда бесперспективные на первый взгляд барбосы, а покладистые симпатяги зависают на много месяцев.

— Мы отдаем людям только стерилизованных животных — они уже не принесут никому не нужное потомство, — подчеркивает Наталья Михайловна. — Если подсчитать, сколько стоят препараты от глистов, обработка от блох, вакцинирование и стерилизация, получается, что мы оказываем будущему владельцу бесплатную услугу почти на миллион рублей. По уровню комфорта и оснащению витебский приют лучший в стране. Он рассчитан на одновременное пребывание 200 животных, для крупных собак построены вольеры на улице, мелкие и кошки живут в двухэтажном здании.

Здесь есть сортировочно-моечная комната, современная диагностическая аппаратура, изолятор, операционная, кухня для приготовления горячей пищи, вместительные холодильные камеры и склад со стеллажами для хранения сухого корма. При операциях используется препарат для глубокого наркоза — золетил, который могут себе позволить не все частные клиники.

Сейчас в приюте живут более ста пятидесяти животных. Они здоровы, сыты, ухоженны и будут здесь, пока не найдут новых хозяев, — этим приют отличается от пунктов временного пребывания животных. Пес горе знает Новые постояльцы появляются в приюте каждый день. Их привозит бригада отлова, подбрасывают на крыльцо в коробках и пакетах от мусора, привязывают где-нибудь по пути к зданию, а иногда владельцы буквально требуют забрать у них старого пса или ненужных котят.

— Человеческая жестокость и безответственность меня давно не удивляют, но к тому, что люди восприняли приют как место, куда можно сдать животных, которых бесконтрольно наплодили их собаки и кошки, привыкнуть трудно, — признается Наталья Зубова. — Прошлым летом мы решили провести день открытых дверей, и что вы думаете? Нам принесли собак и кошек в два раза больше, чем забрали.

Постоянный “поставщик” бродячих собак — строительные площадки, где сторожа сначала прикармливают сук с потомством, а потом оставляют в наследство новоселам голодную стаю. А в прошлом году в приют сдали всех котов из дома престарелых, потому что кто-то в администрации решил, что животным не место в таком учреждении. Недавно, кстати, раздался звонок: дайте хоть одного кота — мыши совсем страх потеряли.

— Эти грустные истории бесконечны, и если не просвещать людей и не принять работающий закон об обращении с животными, то проблема беспризорных собак и кошек не будет решена никогда, — уверена начальник приюта. — Наше дело — убрать бродяг с улиц, дать шанс потерявшимся животным вернуться домой, помочь пристроить тех, у кого умерли хозяева. Создавать общежитие для пожизненного содержания дворняжек неразумно. Нужно на государственном уровне проводить грамотную политику в этом вопросе, а не вешать, простите, всех собак на общества защиты животных и отклонять законопроект с формулировкой “преждевременно для Республики Беларусь”.

Тест на человечность

Зоозащитников не любят — их главная “вина” в том, что они выбрали заботу о собаках, а не о брошенных детях и одиноких стариках. Когда Наталью Зубову спрашивают о мотивах, она любит цитировать Пола Маккартни: если вы рождаетесь с этой лампочкой, зажженной в голове, выключить ее невозможно. Как невозможно представить нормального человека, равнодушного к несправедливости и чужой беде.

— Да, трудностей хватает, как у всех пионеров любого дела, но главное сделано — приют построен и функционирует, — говорит она. — Если не будет благотворителей, он не сможет существовать — только на ветпрепараты нужно больше 10 миллионов в месяц, круп и макарон уходит тонна. Вдохновляет, что есть у нас постоянные спонсоры среди предприятий и то, что пожертвования приходят не только от витеблян: деньги присылают из Полоцка, Новополоцка, Орши, Могилева, Минска. Мы бесконечно благодарны всем, кто понимает, что нет животных “наших” и “ваших”, а есть те, кому надо оказать помощь.

За деятельностью витебского приюта сегодня с пристрастием наблюдают все: и зоозащитники, и собаконенавистники, и власти. От нашей поддержки и гражданской активности зависит, будет ли этот опыт распространен в других городах и как скоро мы сможем говорить о том, что проблема с бездомными животными решается в Беларуси цивилизованными методами.

Опыт других стран показывает, что решить проблему бездомных животных можно только комплексно. Помимо ужесточения ответственности владельцев собак необходимо:

  1. Стерилизовать животных на стройплощадках, предприятиях, автостоянках, дачах и обязательно их регистрировать.
  2. Государству взять под контроль разведение породистых и непородистых животных с внесением платы владельцем за каждую вязку. Полученные деньги направлять на строительство приютов, нормальных пунктов передержки. Пусть владелец сначала подумает, надо ли ему появление на свет никому не нужных животных. За нарушение — большой штраф. У владельцев животных есть возможность не допустить рождение “лишних” собак и кошек: стерилизовать, изолировать животное на определенное время, использовать контрацептивы.
  3. Ужесточить ст. 15.45 КоАП Республики Беларусь “Жестокое обращение с животными”, добавив перечень действий, за которые можно привлечь хозяина к ответственности: избиение, оставление без еды и воды и т. д.
  4. Создать еженедельную телепередачу, в которой в прайм-тайм давать объяснения по разным вопросам в области обращения с животными. Ведь наши граждане считают рядовым событием закапывание живых котят-щенят в землю, утопление, отводят в лес собак, всю жизнь им прослуживших, и вешают на деревьях.

Отметим, что все эти введения, кроме строительства приютов, не требуют бюджетных средств. Да и со строительством, как показал витебский опыт, можно найти разные варианты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter