Дан приказ ему. Судебный...

Как  ускорить  и  удешевить  взыскание  задолженности

Как  ускорить  и  удешевить  взыскание  задолженности 

Дела, рассматриваемые хозяйственными судами,  различны по категориям, сложности доказывания, а также по кругу участников процесса и числу сторон. Среди них есть и те, что не представляют особой сложности по доказательствам и не требуют дальнейшей проверки, могут быть рассмотрены по упрощенной процедуре, называемой приказным производством. Какая при этом преследуется цель и какой достигается эффект? С таким вопросом наш корреспондент Леонид ЮНЧИК обратился к заместителю председателя Хозяйственного суда Гродненской области Елене ШУЛЕЙКО. 

— Целью данной формы судебной защиты, осуществляемой хозяйственным судом, — отметила Елена Ивановна, — является ускорение рассмотрения дела, уменьшение нагрузки на суд (без судебного заседания и ведения протокола, без вызовов сторон). То есть рассмотрение заявления кредитора о выдаче судебного приказа производится единолично су­дьей без вызова сторон, но с извещением об этом должника. В подтверждение своего требования кредитор обязан представить документы, свиде­тельствующие о его бесспорности. Судебный приказ выдается без возбуждения дела при усло­вии, что отсутствует спор по данному требова­нию. В случае, если должник возражает против заявленного требования и, следовательно, возникает спор о гражданском праве, судья отказы­вает в выдаче судебного приказа. Однако в этом случае заявитель не лишается права на подачу иска в суд и рассмотрения дела в порядке иско­вого производства. 

В целом требования к заявлению о возбуждении приказного производства не отличаются от требований, предъявляемых к исковому заявлению, если иметь в виду элементы общего информационного характера: указание о суде, куда заявление подается, сведения о сторонах с указанием их адресов, перечень прилагаемых документов. Главная часть заявления — требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано, а также документы, подтверждающие обоснованность этого требования. 

Статья 220 ХПК содержит семь пунктов, в которых обозначены требования, подлежащие реализации путем получения судебных приказов. Перечень носит исчерпывающий характер, он может быть расширен или сокращен только иными законодательными актами. Презюмируемая бесспорность требований, перечисленных в ст. 220 ХПК, не означает, что юридические факты и вытекающие из них отношения просты по содержанию и не нуждаются в тщательной проверке. 

Как мне представляется, и органы прокуратуры  должны более активно использовать институт приказного производства. Из статьи 66 ХПК, регламентирующей участие в деле прокурора, следует, что он при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявляет в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия. Частью 4 той же статьи предусмотрено, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Таким образом, прокурор вправе при указанных выше условиях обратиться в суд в интересах субъектов хозяйствования с заявлением о выдаче судебного приказа. 

У кредитора всегда есть альтернатива: возбудить приказное производство, учитывая его простоту, сокращенные сроки и расходы, либо начать обычный исковой процесс. Вместе с тем при выборе той или иной процедуры взыскания задолженности необходимо учитывать ее экономический эффект — максимальное сокращение финансовых потерь субъектов хозяйствования. 

Одним из главных положительных моментов приказного производства является то, что этот способ взыскания долга позволяет в значительной степени уменьшить расходы по оплате государственной пошлины. Максимальный размер государственной пошлины, оплачиваемой при подаче заявления о возбуждении приказного производства, пять базовых величин (при сумме взыскания до 50 базовых величин сумма госпошлины составляет три базовые величины, при сумме взыскания от 50 до 100 базовых величин — четыре базовые величины, свыше 100 базовых величин — сумма госпошлины составит пять базовых величин). Кроме того, сумма государственной пошлины возвращается взыскателю в случае отказа в принятии его заявления, а также в случае отказа в выдаче определения о судебном приказе. 

Специфика определения о судебном приказе заключается также в том, что оно одновременно является исполнительным документом, направленным на обеспечение принудительного исполнения бесспорного требования взыскателя. То есть на основании определения о судебном приказе исполнительный документ не выдается, а для возбуждения исполнительного производства предъявляется определение о судебном приказе. Тогда как принудительное исполнение других судебных постановлений происходит путем выдачи исполнитель­ного документа, на основании которого возбуждается исполнительное про­изводство. 

Наличие взаимной выгоды как для взыскателя, так и должника по взысканию неоспариваемой задолженности в приказном порядке, казалось бы, должно резко увеличить количество поступающих в суды заявлений о возбуждении приказного производства. Но обратимся к судебной статистике. В течение пяти лет количество дел, разрешаемых в форме приказного производства, постоянно возрастало. Так, в 2002 году судьями Хозяйственного суда Гродненской области было рассмотрено 199 дел в порядке приказного производства, на треть больше по сравнению с годом предыдущим. В 2003-м уже числилось 270 таких дел. В 2004 году рост составил 260 процентов. Через год рассмотрено 977  дел. В минувшем году  наблюдался лишь незначительный рост приказного производства — всего 2,2 процента: рассмотрено 999 таких дел. 

Возникает вполне естественный вопрос: в чем же причина нежелания субъектов предпринимательской деятельности более активно взыскивать задолженность через приказное производство? Видимо, не все руководители и юридические службы субъектов хозяйствования правильно поняли соответствующие правовые нормы, касающиеся приказного производства, и не владеют информацией о вносимых изменениях. Они должны уяснить: применение приказного производства специалистами юридических служб предприятий и организаций реально упростит процесс взыскания задолженности, облегчит работу юристов по подготовке заявлений в хозяйственные суды, а также будет способствовать разрешению для субъектов хозяйствования проблемы получения дополнительных оборотных средств. Какого-то одного рецепта по поводу работы по взысканию проблемной задолженности не существует. Но в любом случае хозяйственный суд рекомендовал бы как должникам, так и взыскателям обратить особое внимание на положительные аспекты приказного производства для обеих сторон. 

Использование упрощенной процедуры взыскания неоспариваемых долгов как механизма оперативной защиты своих прав сократит судебные издержки взыскателей и должников, что в конечном итоге положительно скажется не только на эффективности работы немногочисленного судебного корпуса хозяйственных судов, но и на показателях экономики страны в целом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter