Дама в интересном положении

На каждую супружескую чету в Беларуси по статистике приходится лишь по "полтора" ребенка.
На каждую супружескую чету в Беларуси по статистике приходится лишь по "полтора" ребенка. О реальном же приросте населения и победе рождаемости над смертностью можно вести речь, лишь когда на семью приходится как минимум трое детей. В последнее десятилетие говорят и пишут об этой демографической проблеме немало. Но только ни уговорами, ни пугающей статистикой "размножаться" народ не заставишь. Может, еще и потому, что демографический кризис имеет вполне прозаические и отчасти субъективные причины. Теоретическому борцу "за прирост народонаселения" они незаметны. Увидеть и понять многие из них можно, только оказавшись в интересном положении.

Причина первая: транспортная

Несмотря на все пропагандистские усилия, должного пиетета к женщине, которая готовится стать матерью, в нашем обществе нет. Точно так же хамят в очередях и толкают в общественном транспорте. До наступления декретного отпуска женщина считается трудоспособной. И хорошо, если она живет в маленьком городе и поход на работу - не более чем приятная часть утреннего моциона. Хуже, если приходится добираться на работу из "спального" района большого города. Тут уж общественного транспорта никак не избежать. Корреспондент "СБ" опросил не одну будущую маму на предмет решения этой непростой проблемы. Ответы были самые неожиданные. Одни уже приноровились - выходят с большим запасом времени и идут пешком. Правда, жительницам отдаленных районов до центра Минска, к примеру, пешком можно добираться полдня... К сожалению, более молодая, а стало быть, репродуктивная, часть населения живет именно в новостройках на окраинах города. Маршрут троллейбуса N 33 - один из самых протяженных в Минске - связывает районы Запад, Кунцевщина и Красный Бор с крупнейшими заводами, расположенными в другом конце Минска. В час пик (а у этого маршрута он перманентный!) влезть в троллейбус не всегда по силам даже дюжему мужчине. Тем, кому не повезло жить в зоне обслуживания именно этого маршрута, приходится выкручиваться - искать объездные пути, изучать график движения и даже договариваться с начальством о возможности сдвинуть начало рабочего дня "под относительно свободный троллейбус".

Причина вторая: сострадательная

- Я считаю себя человеком достаточно чутким. Воспитана так, что место в общественном транспорте уступаю всегда и всем, кто в этом нуждается, - делится наболевшим Елена, будущая мама. - Даже не могла предположить, что на самом деле делать это уже давно не принято. За все время моей беременности место в общественном транспорте мне уступили лишь дважды, да и то пожилые женщины с тяжелыми дачными котомками. Думаю, в тот момент они сами вряд ли чувствовали себя намного лучше, чем я. Остальные или отворачиваются, или упрямо делают вид, что не замечают. Обидно, ведь многие женщины сами были в положении и знают, что порой бывает достаточно тяжело. То же самое можно сказать и о многочисленных очередях: в паспортном столе, поликлинике, магазине. Тебя и твоего интересного положения просто не замечают. И не вздумайте при этом "качать права"! Напомнят, что это только ваши проблемы, никто вас не неволил. Вот и стоит тихонько будущая мама, терпит, молчит. А потом, помня обо всех своих мучениях, она так же не уступит кому-то место, не пропустит вне очереди беременную: "Я же терпела!"

Причина третья: медицинская

Как известно, будущим мамам необходимо повышенное внимание медиков. Малейшие осложнения в состоянии здоровья беременной - и ее направят в стационар. Впрочем, при отсутствии экстренных показаний на госпитализацию существует... очередь. Отделения патологии 7-й Минской клинической больницы, к примеру, почти всегда переполнены, да еще и в коридорах койки ставят. Причина "перелимита": здоровье у будущих мам стало значительно хуже, чем еще 10 лет назад.

Подчас даже обращение в женскую консультацию сопряжено с рядом сложностей. Беременные здесь хоть и пользуются правом предварительной записи, на прием попадают в порядке общей очереди. Одна пришла на аборт, другая - лечить вензаболевание, третья - беременная, но ожидают они своей очереди приема вместе. И настроение беременной в этой очереди точно не улучшается. Нередко приходится выслушивать самые различные истории.

- От нас мама отказалась, - хлюпает носом в очереди прокуренная девица. - Не помогает. Нам с сыном кушать нечего.

Уже несколько недель она ходит в консультацию - умоляет врачей, чтобы дали направление на прерывание беременности. Поскольку "процесс зашел слишком далеко" - прервать беременность можно только по медицинским показаниям: ее шестимесячный плод уже считается человеком, а не эмбрионом. Сроки, когда законодательно разрешены аборты, девица, по всей видимости, проморгала в пьяном угаре. Теперь льет слезы, пытается разжалобить врачей. Сидящая рядом с ней женщина опасливо отодвинулась: беременность они с мужем три года ждали...

Причина четвертая: назидательная

Каждое утро у меня начинается одинаково: открываю шторы и вижу ее. Зимой - с лопатой, расчищающую снег, летом - с метлой. И почти всегда рядом с Людмилой, нашей дворничихой, крутится мальчонка лет десяти, ее сын. Он изо всех своих силенок помогает матери. Когда-то Людмила сразу после школы вышла замуж по большой любви, но не успела нарадоваться рождению здоровенького первенца, как счастье оборвалось: малышу не было и года, когда погиб его отец. Женщина в одночасье оказалась за бортом жизни - ни денег, ни жилья, да еще и малыш на руках. Пришлось за служебную квартиру идти работать дворником. Рассчитывать приходится только на собственные силы - она давно уже ни от кого не ждет поддержки. В нашем доме она - субъективный фактор, сдерживающий рождаемость. Примером Людмилы все мамаши во дворе стращают своих дочек, слишком ретиво рвущихся замуж.

Причина пятая: социальная

Впрочем, иногда женщина решает завести ребенка одна. С мужем не сложилось, а в модель житейского уклада у нас прочно вписалась потребность в продолжении рода. Чаще всего на такой поступок женщина решается годам к 30. К сожалению, государственная поддержка матерей-одиночек весьма скромная - вдвоем на пособие выжить просто нереально. В органах соцзащиты на бесконечные сетования по поводу низкого размера пособия по уходу за ребенком (сейчас оно составляет для работающих мам чуть больше 19 тысяч рублей) отвечают примерно так: "Государство не содержит вас, ведь это не пенсия, а помощь". Матерям-одиночкам, правда, предоставляется ряд льгот, но положения дел они реально не меняют - средств все равно не хватает, и без помощи родственников, друзей просто не обойтись.

Первого ребенка женщины у нас рожают, по европейским меркам, рано: в 19 - 23 года. К 30 годам женщина нередко имеет престижную работу и неплохой заработок. Можно было бы и второго малыша родить, но, памятуя, какой ценой это далось, далеко не каждая решится снова на три года "выпасть из жизни", занявшись воспитанием малыша. Есть, правда, и еще одна тенденция - детей все же рожают, но сидят с ними не сами, а нанимают няню. В столичных рекламных газетах уже появились объявления об услугах нянь "с первого месяца". А что же мама? Мама отказалась от грудного вскармливания малыша еще в роддоме и вышла на работу...

Причина шестая: бытовая

Доводилось ли вам разглядывать глянцевые импортные журналы для будущих мам? Реклама продуктов и товаров занимает большую часть их площади. Во всем мире существует индустрия для беременных. Чего только для них не выпускают: от "уникальных подушечек для поездки в автомобилях, чтобы спина не уставала" до одежды для беременных. Ничего удивительного, ведь эта категория покупательниц самая податливая. Стоит лишь сказать, что та или иная вещь или продукт экологически чистые, принесут непременную пользу маме и ее будущему малышу, - можете не сомневаться: купят все.

У нас индустрии товаров для будущих мам не существует. Отечественные предприятия будущих мам в числе своих покупателей вообще не рассматривают. К примеру, ни одно швейное предприятие в республике не выпускает специальной одежды для беременных. Единственное исключение - ЗАО "Милавица", недавно освоившее выпуск дородового и послеродового корсетного белья. Но пошивает оно его, по неизвестным причинам, время от времени, так что "подъезжайте, спрашивайте" - рекомендуют в фирменных магазинах предприятия. В Минске открыт единственный специализированный магазин одежды для будущих мам, но товары там исключительно импортные и недешевые: не каждой по карману брюки с измененной талией за 70 долларов, тем более что носить их придется лишь несколько месяцев. Вот и приходится довольствоваться стареньким "платьем-кафедрой", доставшимся по наследству от подруг или родственниц. Какая уж тут элегантность - хорошо, что не голая...

К этому можно добавить бесконечное множество и других обидных бытовых мелочей - от прокуренного лифта до отключенной горячей воды. Подобное как-то не принято замечать, ведь это обыденность, но для женщины в интересном положении она может стать настоящей пыткой.

* * *

Все мы пришли в этот мир одинаково. И, быть может, мама, ожидая вас, так же страдала, как и беременная женщина, которая стояла возле вас утром в трамвае. "Беременность - не болезнь", - любят повторять некоторые ретивые блюстители общественного равенства в общественном транспорте и очередях. Конечно, не болезнь. В здоровом обществе. О нашем, к сожалению, этого не скажешь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter