Молодая владелица агентства контент-маркетинга — о заработке, учебе во Франции и изменении рынка из-за коронавируса

Дама из рекламы

Вывески на улицах, зданиях, в вагонах метро, придорожные билборды, раздающие листовки студенты, логотипы на асфальте, оставленные трафаретом и балончиком краски… Без разноформатной рекламы уже невозможно представить современную жизнь. Постепенно рекламный рынок перекочевал в интернет и социальные сети. Предприниматель Юлия Ткачева, которая более десяти лет занимается контент-маркетингом, рассказала об особенностях работы в этой сфере, а также о том, как на бизнес повлияла пандемия.

Предприниматель Юлия Ткачева путь в маркетинг начала более 10 лет назад. Сегодня девушка сотрудничает с белорусскими и зарубежными компаниями.

Жизнь в онлайн

Контент-маркетинг, SMM… Термины часто встречающиеся, интуитивно понятные. Но для тех, кто не в курсе, у Юлии Ткачевой всегда есть простое объяснение:

— Если ко мне приходит клиент 50+, я объясняю так: мы занимаемся контент-маркетингом. Контент — текстовая и графическая информация, маркетинг — продажа, реклама. Мы рассказываем о бизнесе, его услугах и продуктах, но только не в объявлениях, на билбордах или с помощью бегущей строки, а в интернете. И на данный момент эта реклама работает в разы лучше, чем вывеска. Я занимаюсь продажами, поиском клиентов через социальные сети.


А для полного закрепления девушка приводит пример. Допустим, вы владелец кафе, у которого есть аккаунт в Instagram. Подписчики — ваши посетители, пользователи — потенциальная аудитория. Они, помимо фото и видео, видят акции, скидки, выгодные предложения 24/7. Однако реклама в социальных сетях — это всегда отложенный спрос. В отличие от сайтов, офлайн-магазинов.

Предприниматель работает, в основном, с Instagram. Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники» явно проигрывают и отходят на второй план, судя по снижению заказов.

— Instagram — это уже не просто социальная сеть, где каждый выкладывает красивые фотографии. Это рекламная площадка, которая приносит доход. Через соцсеть все больше стимулируются продажи. Она очень тонко изучает психологию пользователя — какие аккаунты ему интересны, что он читает, сколько задерживается на публикации. Даже вы можете не знать о себе столько, сколько соцсеть знает о вас. И соответственно, она показывает рекламу, основанную на вашей статистике и интересах, — объясняет Юлия.


Кстати, набирающий популярность TikTok также становится потенциальной рекламной платформой. Юлия посещает различные конференции, задумывается о том, как через него продвигать, но, говорит, для белорусского рынка пока рановато использовать эту сеть.

Навострить перо

Путь Юлии в маркетинг начался более десяти лет назад. Будучи на первом курсе, девушка хотела найти работу. Единственное, что умела делать хорошо — писать. Талант достался от дедушки. При этом получала одновременно два высших образования. В Гомеле, откуда она родом, училась в университете Франциска Скорины по специальности «Экономист-менеджер» и во французском вузе на менеджера малых и средних предприятий, где и появилась любовь к маркетингу.

— Я умела писать и продавать, но не знала, как это совместить. Ведь в конце нулевых SMM еще не был развит. Начала искать биржи копирайтинга. Вышла только на российскую, где приходилось писать тексты даже ночью, чтобы заработать. Навык быстро рос. На бирже нашла директора агентства из Москвы, который взял меня на работу на постоянной основе. Вела сайты, писала для них тексты, позже — для российского онлайн-журнала. В результате, уделяя работе всего два часа в день, получала неплохой для первокурсницы заработок, — вспоминает Юлия.

В Гомеле вскоре открылось первое агентство контент-маркетинга, куда Юлия и пошла работать. Агентство небольшое, имело всего 3—4 клиентов и двух работников. Поначалу девушка делала много «холодных» звонков, вела группы в популярном тогда «ВКонтакте», наращивала клиентскую базу. В дальнейшем захотелось переехать в Минск, а работа в Гомеле не предполагала удаленку.

Коронакризис: что изменилось?

По приезду в Минск Юлия открыла индивидуальное предпринимательство. И первые клиенты не заставили себя ждать — предложила сотрудничество фитнес-клубу, студии танцев и другим компаниям. Пяти клиентов было достаточно. Тогда, как и сейчас, она предлагала систему тарифных планов. Максимальный — на 1000 рублей в месяц — выбрал фитнес-клуб.


Сегодня в числе ее клиентов — производитель белорусских масел, мясной продукции, сеть салонов красоты класса люкс и другие. С каждым годом она получает масштабные проекты, поэтому собственные социальные сети, признается Юлия, развивать некогда. Да и незачем, свои услуги нигде не рекламирует: сарафанное радио работает на славу. 

— В прошлом году я даже не брала новых клиентов, — рассказывает предприниматель. — Однако с начала пандемии количество проектов уменьшилось на 40 процентов. Влияние на сферу в целом двоякое. Когда люди самоизолировались, то стали больше времени проводить в соцсетях. А значит, возрос трафик и показ рекламы. Но даже это не спасает. Среди клиентов у нас было много туристических агентств. И все они закрылись. Часть моих клиентов перешли на удаленку, отказались от офисов, студий и шоу-румов. Поведение покупателей изменилось. Они стали накапливать деньги, не тратиться на лишнее.

Ум всего дороже

Возраст клиентской аудитории агентства Юлии стартует от 25 лет. Обращаются за услугами и люди постарше — учредители, директора компаний с большим опытом. Отношение к рекламе кардинально изменилось за последние десять лет. Количество знающих об интернет-продвижении росло с каждым годом. Это связано с приходом в бизнес поколения активных юзеров соцсетей.

— Зачастую бизнес высказывает свое недовольство по поводу дороговизны рекламных услуг и услуг по продвижению. Это так? — спрашиваю я.

— Ум и креативность, интеллектуальная собственность всегда высоко ценились на рынке. К примеру, я получила два высших образования, закончила много курсов по SMM. При этом цены ниже средних для столицы. Политика в том, чтобы сделать услугу доступнее для предпринимателей. Кстати, для стартапов тарифный план стоит всего 220 рублей. В него входит создание аккаунта, разработка его стилистики и наполнение, — рассказывает Юлия.


Когда многие поняли, что контент-маркетинг — дело прибыльное, рынок в одночасье перенасытился. К тому же зайти на рынок несложно. Всего-то нужно иметь хороший производительный телефон. И сегодня появляется много SMM-щиков, которые только закончили курсы. У них нет стабильного дохода, от них уходят клиенты. В результате и они не удерживаются в условиях конкуренции. Другая категория конкурентов — достойные компании, имеющие в штате, как правило, несколько копирайтеров, таргетологов, дизайнеров и отлаженную систему работы, следящих за тенденциями и держащих руку на пульсе.

Юлия своих планов на будущее не скрывает: постепенно выходит на российский и европейский рынок, начинает работать с различными зарубежными производителями. К тому же активно инвестирует — вложилась в мастерскую по вязанию на заказ и транспортную компанию.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

• Средняя выручка в месяц — 3000 рублей.

• Стоимость услуг — от 450 до 1500 рублей.

• Расходы на оплату программ — 450 рублей.

• Налог — 5 процентов от дохода.

• Средняя оплата сотрудникам — 2000 рублей.

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter