Дальше дороги нет?

Евросоюз, похоже, застрял всерьез и надолго. Ирландские избиратели проголосовали против Лиссабонского договора, который должен был заменить отвергнутую ранее европейскую Конституцию. Две попытки — и обе без результата. Когда в 2005 году в ходе общенародных голосований по поводу Конституции ЕС Франция и Нидерланды высказались против, политики Евросоюза пересмотрели курс и решили действовать по отработанной веками схеме, которая лучше всего выражена в поговорке “не мытьем, так катаньем”. Не нужен щемящий гимн, под который бы вставали все от Мадрида до Варшавы, — нет проблем. Гимн не главное. Главное — общее руководство.

Лидеры евростран провели мозговой штурм и приняли Лиссабонский договор, где говорится о необходимости избрания президента и министра иностранных дел ЕС. Опыт прошлого был учтен. Судьбу нового документа должны были определить не все граждане, а избранные — парламентарии. Существовало лишь одно слабое звено — островная Ирландия. Там в законодательстве просто и лаконично записано, что интеграционные вопросы могут решаться лишь через референдум. Ни обойти, ни объехать.
Многие политики в ЕС полагали, что прорваться удастся. Договор уже ратифицировали почти 20 стран из 27, входящих в Евросоюз. Но в Ирландии более половины населения проголосовало против. А документ, не одобренный всеми, — просто бумажка. Теперь лучшие умы Европы ломают голову, как выходить из тупиковой ситуации. Продолжать идти невзирая на потерю бойца или вообще отложить решительный бросок в сказочное будущее?
ЕС прошла за полвека огромный путь. Центральная и Западная Европа сегодня представляют собой единое экономическое пространство, где в межгосударственной торговле нет границ и таможен. А начиналось все в далеких 50-х прошлого века, когда были отменены ограничения в “продвижении угля и стали”. Сейчас европейская интеграция — таможенный союз с едиными пошлинами и единой валютой — евро.
Если бы Лиссабонский договор удалось провести через национальные рифы, то в международной акватории ЕС представлял бы собой непотопляемый мощный крейсер. Однако не все согласились перейти под общее командование. Возможно, избирателям Ирландии стало жаль дорогого их сердцу нейтралитета, который мог оказаться несущественной мелочью при вершении дел в геополитике? Последний пример с признанием Косово показателен. Основатели ЕС поддержали стремление косоваров отделиться от Сербии. Некоторые же страны Евросоюза заявили о своем, отличном от большинства мнении. После Лиссабона такое было бы возможным?
Кстати, Ирландия в 2001 году отвергла договор о принятии в состав ЕС стран Восточной Европы. Расширение состоялось только после повторного референдума.
Евроинтеграция сегодня стала перед сложной дилеммой: закрепиться на достигнутом или искать новые ходы для объединения? Если ЕС хочет со временем превратиться в новый полюс силы, продолжить “расширяться на восток”, Брюсселю вряд ли обойтись без концентрации полномочий. Но все ли страны еврозоны готовы на дальнейшую потерю суверенитета? С другой стороны, для отстаивания интересов в энергетической, продовольственной сферах Евросоюзу нужно выступать в качестве монолитного образования. Поодиночке выстоять сложнее, чем единым фронтом.
Безусловно, идея федеральной Европы очень заманчива, чтобы из-за Ирландии от нее те же Италия и Германия отказались. То, что произошло сейчас, катастрофой назвать можно было бы с сильной натяжкой. Но это повод к серьезным размышлениям. Очевидно, ЕС пока не готов стать мировым полюсом с единым центром руководства. Однако не исключено, что некоторые силы будут стремиться форсировать этот процесс, потому что в политической борьбе (а ЕС стремится играть все более значительную роль в мире) ставки невероятно высоки.
Но есть еще один важный момент — численный состав Евросоюза. 27 стран — не перебор ли это?
В школах существует порог, за которым количество учеников в классе не позволяет нормально усваивать материал. Роты, взводы в армии также формируются до определенного предела. Цеха на заводах тоже не безразмерны. Сможет ли ЕС в нынешнем его составе консолидироваться? Сначала были Франция и Нидерланды. Теперь Ирландия. На дороге Евросоюза всегда появляются непреодолимые препятствия? Это становится закономерностью? В чем причина? До какого предела качественные показатели улучшаются пропорционально количественным? Вопросы не только философские.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter