Далеко ходить не надо…

В 2008 году доля возобновляемых источников энергии составила  7%

Станут ли солнце, ветер и вода «лучшими друзьями» производителей энергии?

Если мы говорим, что доля возобновляемых ресурсов в глобальном энергетическом балансе вырастет – это не значит, что так оно и будет… Существует мнение, что мир уже достиг пика потребления ископаемых источников энергии – нефти, газа и каменного угля. По некоторым расчетам, этих ресурсов хватит еще лет на 70. А дальше что? Этим вопросом европейцы задались еще в начале 1970-х, когда грянул первый крупный нефтяной кризис, а цены на черное золото быстро выросли с 3 до 12 долларов
за баррель. Тем не менее до сих пор будущее возобновляемых источников до конца неясно: слишком много составляющих должно совпасть, чтобы энергия ветра, солнца, воды убедила мир в своих преимуществах перед потоками подземных углеводородов.

«Одних разговоров о том, что возобновляемая энергетика будет развиваться, мало – нужна четкая государственная политика в этой сфере, прежде всего это касается формирования тарифов», — считает доктор Хартинг, представитель офиса ОБСЕ в Минске. Вопросы ценообразования, действительно, очень важны. В лексиконе европейских экспертов прочно закрепилось понятие «стимулирующие тарифы» на энергию, получаемую из нетрадиционных и возобновляемых источников. Более того, их главной отличительной особенностью должна стать стабильность в противовес постоянным перепадам ценовой конъюнктуры на углеводороды. Очевидно, что без субсидий государства тут не обойтись, поясняют эксперты. Но иначе инвестиции в эту сферу просто не пойдут: деньги требуются немалые и «длинные», а риски достаточно высокие.

В Беларуси доля возобновляемых источников энергии в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) пока невелика — 7 % по итогам прошлого года. В основном это топливная древесина (46,8 % в общем объеме), тепловые вторичные ресурсы (35,5 %), древесные отходы (14,2 %). «Крайне недостаточна доля энергии воды и ветра», — считает заместитель председателя Госстандарта, директор департамента по энергоэффективности Леонид Шенец. Доля этих составляющих в балансе возобновляемых источников энергии не выходит за рамки 1 %. Сегодня уже определены 1840 площадок для размещения ветроустановок, идут переговоры с немецкими и российскими компаниями, которые заинтересованы принять участие в этих проектах. С использованием гидроресурсов в стране целесообразно получать около 250 МВт энергии в год, подсчитали специалисты. А исследования немецких коллег доказывают, что у Беларуси неплохой потенциал солнечной энергетики: во всяком случае, он сопоставим с возможностями Германии, которая может за счет солнца удовлетворять 30 % спроса на электроэнергию. Однако наибольших результатов достигли компании, которые продвигают в Беларуси биогазовые технологии: в частности, недавно подписан контракт с немецкой фирмой на строительство 10 таких установок, сообщил Леонид Шенец. Западные инвесторы считают, что этот способ производства альтернативной энергии наиболее перспективен для Беларуси. Во-первых, в стране сохранилось достаточное количество сельхозпред­приятий с большим объемом исходного биологического сырья, во-вторых, есть потенциал для дополнительного производства растительной биомассы. В то же время такие проекты имеют больше экологическую ценность, чем экономическую, подчеркивают эксперты.

В целом развитие возобновляемой энергетики во многом зависит от того, произойдет ли технологический прорыв в этой сфере. В этом не заинтересованы поставщики нефти и газа. Немалая доля потребления углеводородов приходится на бурно развивающиеся азиатские страны, прежде всего Китай, которые пока не выказывают намерений всерьез заниматься альтернативной энергетикой. Другое дело, что стои­мость традиционных энергоресурсов будет только расти, в этом мало кто сомневается. Даже если брать во внимание только объективные факторы: добывать ископаемые ресурсы становится сложнее, а значит, дороже.

Беларусь находится на передовом фронте в развитии энергосберегающих технологий и возобновляемой энергетики, считают эксперты офиса ОБСЕ в Минске. Такие выводы они делают на основе сравнительного анализа с соседними странами. Но работать, безусловно, есть над чем… Прежде всего требуется развитие соответствующей нормативной базы: сегодня действуют отдельные правовые акты, но они не формируют единого подхода к регулированию этой сферы. Проект Закона «О нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии» однажды уже был отправлен законодателями на доработку в Мин­экономики. Совсем недавно обновленный вариант вновь поступил на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания. Как предположил председатель Постоянной комиссии по промышленности, ТЭК, транспорту, связи и предпринимательству Сергей Семашко, в лучшем случае документ может быть принят во втором чтении на весенней сессии, а значит, вступит в действие в середине следующего года или с начала 2011-го. «В проекте частично учтены меры стимулирования, применяемые в странах Европы и СНГ», — пояснил консультант Управления перспективного развития и балансов ТЭР Минэкономики Дмитрий Скворцов. В документ включены нормы прямого действия: в частности, гарантированное подключение установок к государственным энергетическим сетям. Предусмотрено также, что оплата по стимулирующим тарифам будет проводиться в течение всего периода эксплуатации данных установок.

Второе важное направление – создание моделей «побуждения» не только производителей, но и потребителей. Процесс этот очень непростой и достаточно продолжительный. Например, Австрия, которая имеет богатейший опыт использования энергии воды, до сих пор перекраивает системы тарифов и преференций. Наработки европейских стран для Беларуси очень ценны, подчеркивает Леонид Шенец, особенно в части ценообразования. За последние годы немало белорусских специалистов побывало в странах ЕС с целью изучения передового опыта. Но система подготовки кадров только формируется, а нужны они уже сегодня. Не исключено, что кризис подстегнет интерес к возобновляемой энергетике. Во всяком случае, Испания, которая сильнее других стран ЕС пострадала от финансовой нестабильности, стала продвигать это направление особенно рьяно. Однако наибольших успехов на этом поприще удалось добиться Германии. Например, в 2007 г. государство вложило в развитие возобновляемой энергетики 3,3 млрд. евро, при этом экономический эффект составил 9,3 млрд. евро. До 2020 г. страна планирует увеличить долю возобновляемых источников в энергобалансе до 50 %. Беларусь, в свою очередь, ставит серьезные цели по использованию местных видов топлива: доля «домашней» энергетики к 2012 г. должна составить 25 %. По итогам этого года специалисты рассчитывают выйти на показатель 20,3 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter