Далекий и близкий 13-й

Какой была Беларусь сто лет назад, и с чем наши потомки встречали предки “тринадцатый год”?

Какой была Беларусь сто лет назад, и с чем наши предки встречали предыдущий “тринадцатый год”?

“Праздник престольный в казачьей станице, мирный тринадцатый год”. Известная песня из репертуара Маши Распутиной не зря упоминает последний перед Первой мировой войной благополучный год. Именно он нередко фигурировал в советское время в качестве исторической вехи, с которой сравнивалось современное развитие страны, именно от него отталкивались и советские исследователи, и западные советологи, анализируя день сегодняшний. Но вот Беларусь вступила на порог нового тринадцатого. Чем не повод оглянуться назад? “Народная газета” предприняла небольшое путешествие во времени, решив самостоятельно оценить столетний путь.

Рабочий класс

О положении будущей “главной революционной силы” можно судить по результатам проведенного в 1913 году экономического анкетирования. Согласно им 30 процентов рабочих составляли высококвалифицированные добросовестные работники со стажем — “рабочая аристократия” — с доходом до 600 рублей в год. 17 процентов рабочих жили ниже среднего уровня, получая ежегодно 100—120 рублей. Средняя же годовая зарплата рабочего в Российской империи (частью которой были и земли современной Беларуси) в 1913-м составляла около 320 рублей, то есть 27 рублей в месяц. Исходя из золотого эквивалента рубля тогда и сегодня, ряд исследователей выводят современную цифру среднемесячного дохода рабочего — 9,5 млн белорусских рублей.

Ценное сравнение

Впрочем, современный белорусский высококвалифицированный рабочий получает порой и больше. Сравнение же покупательной способности рубля столетней давности и современного энтузиазма по поводу “царского процветания” изрядно убавляет. На 27 рублей ежемесячного дохода в 1913 году можно было пошить не более одного костюма (стоил 16,75 рубля) или пальто (19,5 рубля). Учитывая, что дрянные сапоги стоили 4 рубля, а качественные — 10, их можно было приобрести от двух до шести пар. Сливочное масло — один из индикаторов благополучия — продавалось по 56 копеек за фунт (0,4 кг), то есть 1,4 рубля за килограмм. Таким образом, на свой трудовой хлеб (при условии, что он сам по себе бесплатный) рабочий теоретически мог намазать в месяц 19 килограммов масла. По современным деньгам это чуть более миллиона белорусских рублей — в девять раз меньше, чем высчитанная через золотой эквивалент зарплата. Разве что с водкой проблем в 1913-м не было — на 27 царских рублей рабочий в месяц мог приобрести 540 пятикопеечных чекушек. Сегодня на такое “богатство” потребовалось бы не менее 11 миллионов рублей.

 Средние ежемесячные зарплаты в 1913 году

 Категория

 Зарплата, рублей

Грузчик и сплавщик мыловаренного завода

20

Штабс-капитан армии

90

Депутат Государственной Думы

350

Преподаватель закона божьего в женской гимназии

102

Наемная прислуга мужская

5—8

Наемная прислуга женская

1,5—5

Учитель начальной школы

25

Учитель женской гимназии

85—105

Заведующий земской больницей

125

Фельдшер земской больницы

37—55

Начальник почтово-телеграфного округа

160 + 130 “столовых”

Ювелир

55

Печатник

52

Портные

38

Столяр

38

Сапожник

25

Мирное небо над крепостью Бреста

Сто лет назад на территории Брестской цитадели проходили испытания прототипа первой русской ракеты. В том же 1913-м начата модернизация цитадели: строительство второго кольца укреплений, в проектировании которого принял участие Дмитрий Карбышев. Целиком до начала Первой мировой кольцо так и не было закончено, и все же уже через год Брестская крепость имела 5 оборонительных казарм, 7 пороховых погребов, 14 фортов, 38 артиллерийских батарей и 21 промежуточный опорный пункт.

Трансфер из прошлого

Самая знаменитая в Минске гостиница “Европа” в 1913 году претерпела серьезную реконструкцию, в результате которой стала располагать 130 номерами, имеющими телефон, электроосвещение и центральное водяное отопление. Помимо первоклассного ресторана и экзотичного для тех лет лифта в ней практиковалось то, что сегодня называется трансфером: за постояльцами к поездам высылался автомобиль или экипаж. В советские довоенные годы “Европа” пришла в упадок, а Великая Отечественная война оставила от нее груду развалин. 15 апреля 2004 года Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил восстановить этот памятник архитектуры. Сегодня возрожденная “Европа” — один из двух столичных пятизвездочных отелей. А мы, вновь обернувшись на столетие назад, добавим лишь, что неподалеку — на месте нынешнего Центрального книжного магазина — имелась и гостиница “Одесса”, в которой 3 июня 1913 года останавливался Янка Купала.

Ученье — свет, а неученых...

Учителя в 1913-м получали более чем приличные деньги — порядка 900 рублей в год. Начинающая учительница начальных классов ежегодно могла путешествовать по Германии вторым классом поезда — путевка на 24 дня стоила 66 рублей. Однако обольщаться по этому поводу рановато. Согласно исследованиям историка Сергея Волкова, если численность лиц умственного труда в 1913 году составляла около 3 миллионов человек, то лиц с высшим образованием насчитывалось лишь 112 тысяч, из них ученых и преподавателей — не более 10 тысяч человек. И это на более чем 170-миллионную Российскую империю! Более того: вопреки распространенной в годы перестройки мистификации закон о всеобщем и бесплатном начальном образовании к 1913 году так и не был принят.

Закон сохранения “Энергии”

В 1913 году на минской Нижне-Ляховской улице сгорел практически дотла чугунолитейный завод “Энергия”, именуемый еще за год до того “Гигантом”. Впрочем, вскоре его восстановили, а сегодня это предприятие известно как МЗОР — Минский станкостроительный завод имени Октябрьской революции. К моменту пожара столетней давности на нем работали лишь 25 рабочих, сегодня же МЗОР — одно из немногих предприятий на постсоветском пространстве, занимающееся тяжелым станкостроением для металлообработки. Производимое здесь оборудование успешно используется в машиностроении, авиационной, автомобильной, электротехнической и других отраслях промышленности более чем сорока стран мира.

Нисхождение с небес

Принято считать, что история белорусской гражданской авиации берет отсчет с 1933 года — времени открытия Минского аэропорта и организации первых регулярный рейсов. Однако первооткрывателями белорусского неба с полным правом могут себя считать современные райцентры Быхов и Городок, а также Витебск. Именно здесь летом 1913-го проходила дозаправка машин первого в мире группового перелета Киев—Петербург, осуществленного под командованием знаменитого Петра Нестерова.

К столетию Отечественной

В июле 1913 года в Кобрине открыт памятник в ознаменование “первой победы русских войск в 1812 г.”, созданный на средства солдат и офицеров частей 38-й пехотной дивизии и 38-й артиллерийской бригады, которые дислоцировались в окрестностях города, а также на пожертвования жителей Гродненщины и полков, участвовавших в боях. Авторами величественного проекта стали гродненский инженер-строитель Марков и варшавский скульптор Отто. В том же году торжественно открыт в деревне Брыли мемориальный комплекс, посвященный столетию Березинской переправы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter