Забытые песни Ива Монтана о горячей любви и прохладном расставании

Далекий друг. Ив Монтан

Если вы поклонник большого искусства, вам не обойти стороной Сен‑Поль‑де‑Ванс — небольшой французский городок, затерявшийся среди живописных окрестностей неподалеку от Лазурного берега. Тихое живописное место, популярное среди художников, где вас встретят стародавней игрой в петанк и где работали наши известные земляки Марк Шагал и Хаим Сутин. Экскурсоводы с удовольствием проведут вас по узким улочкам, покажут дом Шагала, могилу, где он похоронен, и непременно остановятся около гостиницы «Золотая голубка». Тут, рассказав, как местный владелец в далекие годы начал собирать коллекцию картин, плавно перейдут к повествованию об удивительной семейной истории Ива Монтана и Симоны Синьоре. Молодое поколение вежливо покивает услышанному, во многом не догадываясь, какой фурор произвели бы это знаковое место и эта история на их родителей, а скорее уже на бабушек и дедушек.

Докер и шансонье

Популярность французского актера и шансонье Ива Монтана в СССР в пятидесятые — шестидесятые годы была просто аномальным явлением. Его воспоминания «Солнцем полна голова» были изданы многотысячным тиражом. Во время гастролей он давал по 3 концерта в день. Вживую услышать его голос собирались десятки тысяч зрителей в престижных залах, в заводских цехах, на пионерских линейках... Марк Бернес — голос послевоенного поколения — исполнял песню «Когда поет далекий друг», специально написанную в честь Монтана!

Задумчивый голос Монтана

Звучит на короткой волне.

И ветки каштанов,

Парижских каштанов,

В окно заглянули ко мне.

Когда поет далекий друг,

Теплей и радостней становится вокруг,

И сокращаются большие расстояния,

Когда поет хороший друг!

Казалось, французы и советские граждане легко поняли друг друга после знакомства с Монтаном.

Его открыл для нас знаменитый актер и режиссер московского театра кукол Сергей Образцов на первой волне хрущевского потепления, отправившийся на гастроли в Европу. Вернувшись, посвятил творчеству Ива Монтана несколько радиопередач. Мелодичные французские песни быстро стали популярны на просторах СССР, и владельцы радиоприемников, прямо как поется в песне, «на короткой волне» ловили голос шансонье.

При слове «шансон» сегодня, наверное, кто‑то поморщится. Разухабистая музыка, периодически доносящаяся из динамиков проезжающих машин или некоторых уличных кафе, у многих вызывает стойкую неприязнь к владельцам авто или желание обойти заведение стороной. Сегодня прочно осевший в субкультуре шансон не зря именуется русским: ведь, по сути, он имеет мало общего с классическим французским вариантом. Мода на социальное дно и его культуру, активно распространившаяся у нас в середине девяностых на фоне житейских проблем и культа свободы без правил, наделила любимые в народе душевные, лирические и мелодичные песни каким‑то приблатненным оттенком. А в пятидесятые годы, когда мир постепенно отходил от долгой войны и налаживалась жизнь, артисты чувствовали необходимость нести людям совершенно иные ценности. Ив Монтан, сменив работу в марсельском порту, на сцене размышлял о жизни и искусстве: «И вот приходит человек, он поет для нас, и в его песнях говорится, что одной крошечной пылинки надежды достаточно, чтобы заставить засверкать все вокруг… Пусть ушел певец, песни его остаются, люди напевают их, мурлыкают про себя и чувствуют себя не такими одинокими»…  И продолжал:

«Я думал, что нам нужен прямой и простой человек, брат, друг, который сможет показать нам прекрасное, заставив нас поверить, что оно всегда жило в нас самих, в наших сердцах, только было скрыто, как блеск металла под слоем окиси…»

Своей советской популярностью Монтан был обязан не только песням. В не меньшей степени поспособствовала этому и биография. В книге своих воспоминаний актер рассказывает, как он, сын коммуниста, вынужденного с семьей покинуть Италию после прихода к власти Муссолини, оказался во Франции. Там юный Иво Ливи, так звучит его настоящее имя, зарабатывал тяжким трудом докера. Восхитительная плас­тика, подвижность и легкость атлетично прекрасной фигуры — итог тех непростых лет. 

Добившись актерских успехов и признания, он твердо знает, что «должен выражать своим творчеством надежды и мысли людей, которые куют железо, разгружают корабли и копают землю, людей, живущих в мрачных домах и вынужденных вести плечом к плечу с соседом жестокую борьбу за существование». 

Чем не идеальный образ западного пролетария глазами советского идеолога и человека?

«Плата за страх»

Услышав голос Монтана, мы вскоре узнали его в лицо. «Плата за страх» — знакомая фраза, истоки которой для нас напрямую связаны с Монтаном. 65 лет назад на советские экраны вышел фильм именно под этим названием. На фоне основных советских хитов 1955 года вроде «Солдата Ивана Бровкина», «Максима Перепелицы» или «Укротительницы тигров», рассказывавших об удалых парнях и девушках Страны Советов, эта французская лента повествовала о незавидной участи простого человека в мире капитала. Ив Монтан сыграл в ней водителя Марио, которому с еще тремя коллегами необходимо доставить взрывоопасный груз — нитроглицерин — на буровую. Триллер, один из первых в стиле дорожных приключений, оказался настоящей находкой для СССР. Закрученная интрига привлекла охочую до диковинок молодежь. А там… Приличный отрезок времени сюжет вроде как стоит на месте, зато перед зрителем проходят яркие картинки глубокой латиноамериканской провинции, местные в крайней нищете и бедствующие европейцы, погнавшиеся за легким счастьем и волею судьбы оказавшиеся в этой убогой дыре без реальной возможности вернуться на родину.

 
«Плата за страх» — черно-белый фильм, который одним из первых стал цветным...


Режиссер Анри‑Жорж Клузо подобный фон так долго выдержал неспроста — это прямая отсылка к потерянному поколению. Все для того, чтобы показать, чем способен заплатить человек, загнанный до отчаяния, лишь за призрачную возможность освобождения из клетки утраченных надежд. Напоминание зрителю, чтобы тот знал и никогда не забывал, какой по‑настоящему страшный период проходит мир после долгих и кровопролитных войн. Когда человек перестает осознавать себя как личность и вынужден существовать. В такое время лишь самые‑самые смелые да ушлые находят способ заработать. Они безоглядно рвутся вперед. Но «Плата за страх» — это фильм-предупреждение: чтобы преуспеть в жизни, недостаточно быть сильным и смелым. Взгляните на кладбище: сколько там молодых и храбрых. Вероятно, каждый хотел покорить мир, «прогнуть его под себя». Но мир оказался убийственно жестоким. Для Ива Монтана, человека левых взглядов, в молодости прошедшего через многие испытания, бесшабашный водитель Марио стал, безусловно, и близкой, и самой заметной киноролью.

В один год с «Платой за страх» на экраны СССР вышел фильм «Тереза Ракен» с Симоной Синьоре. Эта экранизация одноименного романа Эмиля Золя, напротив, оказалась очень женским фильмом. Кинознакомство никого не оставило равнодушным, а супружеская пара отправилась в Советский Союз.

Фильм о поездке Ива Монтана и Симоны Синьоре по СССР на рубеже 1956 — 1957 годов посмотрели миллионы советских людей. В кадре — встречи с рабочими на ЗИЛе и концерт в заводском цехе на двух грузовиках, пионерские хороводы вокруг елки, поездка в шапке‑ушанке на санях, хлебосольные посиделки в украинском селе. За кадром — встречи с Хрущевым и другими первыми лицами СССР. Лишь спустя годы стали известны подробности визита, который, как оказалось, до последнего момента висел на волоске. Накануне случились венгерские события, отрицательно воспринятые во многих странах Европы. Монтана активно отговаривали от поездки. Даже супруга: «Если ты споешь там, тебе не дадут петь здесь». Но Ив не любил, когда покушались на его свободу… Очевидно, что путешествие подарило массу впечатлений. Из СССР гости улетели на правительственном самолете, предоставленном Хрущевым, а парадные наряды Симоны еще долгие годы украшали приобретенные в Москве две шкурки сибирского соболя.

«Осенние листья»

Второй визит семейной пары случился в 1963 году на Московский кинофестиваль. Гостей вновь принимали более чем радушно. В череде мероприятий, говорят, было и посещение выставки достижений легкой промышленности. Там согласно легенде Монтан прикупил женского белья, выпускавшегося в СССР. В дальнейшем народная молва приписывала ему организацию во Франции импровизированной выставки советского легпрома с комментариями на предмет изящества изделий, что стало поводом скорого забвения в СССР. Но слухи есть слухи. Подобное чудачество злые языки приписывали в том числе и Жерару Филипу. Странно уже то, что именно Монтан так впечатлился женскими интимными туалетами, а не его супруга, отличавшаяся хорошим вкусом. Поездка в Москву, напомним, состоялась в 1963 году, а ведь еще несколько лет никто не покушался на советскую популярность актера и шансонье. Звучали его песни, о нем писали в журналах. Неужели Монтан так долго, словно козырного туза, держал при себе советские дамские корсеты?..

Разрыв наступил после пражских событий 1968 года, точнее, чуть позже, когда на европейские экраны вышел фильм «Признание», остро отражавший реальность чехословацкой послевоенной действительности. Монтан и Синьоре сыграли в нем главные роли, чем навсегда отвернули от себя руководство СССР. На самом деле Монтан остался просто верен себе. В 1956 году он не побоялся вопреки политической конъюнктуре и советам доброжелателей отправиться в СССР. Это был его выбор и выражение его позиции. Творческой свободы против навязываемого мнения. Вышло так, что поездка широко распахнула ему двери во все страны социалистического лагеря, познакомила со многими интересными людьми. Спустя годы его творческая вольность обернулась политической рокировкой.

В дальнейшем Монтан еще не раз снимался в остросоциальных фильмах, подобных той столь успешной «Плате за страх». В 1974 году организовал концерт в поддержку чилийских беженцев, покинувших страну из‑за диктатуры Пиночета. Но для советского зрителя его творчество ушло в небытие. Подобно осенним листьям, о которых так душевно пел шансонье:

Пусть хоть напомнит нам эта песня
Те листья опавшие, те года,
Когда неразлучно жили мы вместе,
И как мы любили друг друга тогда.
Но жизнь любовников разлучает
Понемногу, исподтишка,
А прилив равнодушно стирает
Следы их шагов с песка.

ФАКТЫ

• «Плата за страх» была удостоена высших наград на Берлинском и Каннском кинофестивалях, а также премии БАФТА, вручаемой в Великобритании за лучший фильм. В советском прокате при дублировании в фильм добавили закадровый монолог, в котором диктор обращается к главному герою ленты: «Теперь все нипочем тебе, Марио! Страшный путь позади, ты прошел его — и уцелел! Ты уцелел. Но какой ценой? Ценой страха, ужаса, потери друзей… Ты потерял и себя, Марио в этом страшном мире долларов и иллюзорных надежд! Ты больше не владеешь собой!» Кстати, сам фильм пережил несколько ремейков, а также оказался одной из первых черно‑белых лент, переделанных в цвет.

• Ив Монтан стал первым в мире певцом, телевизионное выступление которого транслировалось через спутник. Это произошло 10 июля 1962 года во время первой пробной трансляции со спутника Telestar. Во время этой трансляции, организованной американцами, французы без предупреждения передали на спутник свой сигнал (едва не спровоцировав дипломатический скандал) и американские телезрители вдруг увидели на своих экранах Ива Монтана.

• Симона Синьоре в СССР всегда находилась в тени мужа. Между тем как актриса она одна из немногих представительниц Европы была удостоена высшей награды американского кино — «Оскара». Синьоре скончалась от рака поджелудочной железы в сентябре 1985 года. Ей было 64 года. Ив Монтан пережил ее на шесть лет. За это время успел завести роман со своей секретаршей Кароль Амьель, которая стала матерью его единственного ребенка — сына Валентина.

1960 год. За фильм «Путь наверх» Симона Синьоре удостоена «Оскара» как лучшая актриса.

• Обстоятельства смерти актера достаточно долго обсуждались среди коллег. Во время съемок фильма IP5 семидесятилетнему Монтану пришлось сделать несколько дублей в ледяном озере, а съемочная группа совсем не позаботилась о теплой одежде и согревании артиста. Режиссер Жан‑Жак Бенекс так описал произошедшее: «Он умер на съемочной площадке фильма. В самый последний съемочный день, после своего самого последнего кадра. Это была самая последняя ночь, и мы занимались пересъемками дублей. Он закончил то, что делал, а затем просто умер. А фильм повествует о старике, который умирает от сердечного приступа, — о том же самом, что произошло!» В действительности Ив Монтан умер днем позже в провинциальной больнице от инфаркта, вызванного пневмонией. Похоронен в Париже вместе с Симоной Синьоре.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter