Далекий близкий берег. Как шестнадцать километров превращаются для жителей заречной зоны в сто сорок.

Карповский сельсовет относится к Лоевскому району Гомельской области. При этом в райцентре жители сельсовета бывают очень редко, несмотря на то что до него — рукой подать, по прямой не будет и 20 километров. Так уж сложилось, что напрямик здесь давно никто не ездит. Вместо этого люди делают 136-километровый круг, если им вдруг необходимо оказаться в Лоеве...

Карповский сельсовет относится к Лоевскому району Гомельской области. При этом в райцентре жители сельсовета бывают очень редко, несмотря на то что до него — рукой подать, по прямой не будет и 20 километров. Так уж сложилось, что напрямик здесь давно никто не ездит. Вместо этого люди делают 136-километровый круг, если им вдруг необходимо оказаться в Лоеве...

“Дорога к реке совсем заросла”

На Лоевщине протекают две крупные реки — именно здесь Сож впадает в Днепр. Устье отрезало от района небольшой уголок, прозванный заречной зоной. Это территория Карповского сельсовета, где проживает 635 человек. Чтобы попасть отсюда в райцентр, надо или ехать напрямик, или добираться в объезд через Гомель, а это уже 136 километров вместо 16. Казалось бы, первый вариант выглядит куда более привлекательным. Однако как переправиться через реку? Моста здесь нет. Не вплавь же рассекать днепровские воды.
Местные убеждены: их жизнь облегчил бы паром. Однако сельчане из заречной зоны давно отчаялись. В деревне Хоминка жители уже не верят, что паром когда-нибудь появится на Днепре.
— С десяток лет парома нет, — говорит староста населенного пункта Иван Васильевич Концевой. — Раньше у нас в районе совхоз был, ему и принадлежало плавсредство. На нашу сторону переправлялись люди из Лоева и заготавливали здесь сено. Потом перевозили его паромом. Сейчас луг не убирают, а от совхоза осталось только отделение. Старый паром сломался, а новый кто купит?
Жители Хоминки в Лоев практически не ездят. Говорят, чтобы попасть в райцентр кружным путем, приходится выложить 30 тысяч. Если деревенским надо что-то купить в городе, им проще отправиться в Гомель, до которого 70 километров.
— Если надо доставить большой груз в Лоев, нанимаем частных извозчиков, — объясняет Иван Концевой. — То же самое делаем, когда нужно передать какие-нибудь документы в район. К реке у нас только рыбаки ходят, туда дорога совсем заросла. Зимой, может, и хотел бы кто по льду Днепр перейти, так через бурелом не перебраться.

“Возить стало некого”

Петр Федорасов частично решает проблему транспортной связи между отрезанными деревнями и Лоевом. Он капитан пассажирского теплохода. На речном судне перевозит людей через реку и даже доставляет их в соседнюю Украину. Однако рейсы он совершает нечасто.
— Мы с напарником ходим по Днепру раз в день, — рассказывает 63-летний капитан. — Привозим людей в заречную зону, ночуем в деревне, а утром, в семь часов, отправляемся обратно. В полдевятого уже в Лоеве. Так уже двадцать три года “курсирую”. В 1987 году, когда только начинал возить людей в заречную зону, желающих было очень много. На Вербное воскресенье по 120 человек принимали на борт. Сейчас пассажиров становится все меньше и меньше. В этом году на то же Вербное воскресенье только шесть пассажиров было. Хотя желающие переправиться через реку на теплоходе есть каждый день. Один-два человека постоянно набирается.
Нынче теплоход не окупается и ежегодно приносит значительные убытки. Но отказаться от него невозможно. Работает Петр Григорьевич пять дней в неделю. Во вторник и четверг теплоход на реке не появляется. Зимой, когда река покрывается льдом, он и вовсе по Днепру не плавает.
Получается, не нужен паром, раз есть теплоход? Летом можно и на нем до райцентра добраться, а зимой по льду реку перейти?
— Без парома не обойтись, — разубеждает Петр Григорьевич. — Большой груз я на борт не возьму, по технике безопасности не положено. Вы представьте: на пассажирском теплоходе кто-то мотоблок повезет или стог сена. Смешно. А в начале зимы лед очень тонкий, по нему человек еще не пройдет, а теплоход уже не поплывет.

Ледовая дорожка

Мнение капитана разделяет и председатель сельсовета Нина Грищенко.
— Был у нас паром, но пришел в негодность, — рассказывает Нина Владимировна. — С ним, конечно, было бы намного легче. Вот только где найдешь деньги? Выкручиваемся подручными средствами. Летом теплоход нас возит, а зимой по льду перебираемся на ту сторону.
В марте 2006 года во время президентских выборов бюллетени для голосования доставляли в сельсовет из района как раз-таки по льду, который уже начинал таять. Согласитесь, это не самый надежный путь.
Вторят председателю и лоевские пограничники, которые нынче активно помогают жителям заречной зоны справляться с паводком.
— В нашем распоряжении есть катера, которые предназначены для патрулирования акватории, — говорит начальник Лоевского отдела береговой охраны Дмитрий Уклейко. — В них много людей не посадишь. А вот на пароме можно было бы в случае наводнения эвакуировать население. В райисполкоме вопрос о пароме постоянно поднимается, но дело никак не сдвинется с мертвой точки.

“Паром светился от радиации”

Конечно, не все так просто. В райисполкоме подтвердили, что раньше в Лоевском районе был паром, но очень давно. Плавсредство числилось на балансе местного сельхозпредприятия, но со временем вышло из строя.
— Потом доставили нам еще один паром, но почему-то из зоны повышенной радиоактивности, — рассказывает председатель Лоевского райсовета Сергей Демиденко. — Когда специалисты замеряли на нем фон, выяснилось, что паром буквально светился от радиации. Пришлось его утилизировать.
Сейчас для того чтобы пользоваться паромом, нужна специальная лицензия. Необходимые требования: наличие самого плавсредства и штатный специалист по его эксплуатации.
— Специалиста нанять можно, а вот с самим паромом возникают проблемы, — говорит Сергей Демиденко. — Это очень дорогое удовольствие. Обыкновенный катер стоит около 70 тысяч долларов, а паром на порядок больше. Мы обращались с просьбой выделить нам понтонный мост или паром, но вопрос решается до сих пор. Пытаемся выйти из положения хоть каким-то способом. Вот недавно с баланса инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды был списан катер. Мы просим предоставить его для обеспечения коммуникации с заречной зоной.

Откуда ждать помощи?

Есть и другие вопросы. Если вдруг начнется пожар или кому-то станет плохо, откуда ждать помощи?
Последний раз в заречной зоне пожар случился в декабре. У пожилой женщины дом загорелся из-за неисправной электропроводки. Пожарные спешили на место происшествия с ближайшего поста в деревне Дятловичи. Это 40 километров от Карповского сельсовета. Вовремя пламя остановить не удалось: ведь на дорогу ушло более получаса. Дом сильно обгорел. К счастью, хозяйка осталась цела и невредима. На пожар также приехали медики. В самой Карповке есть амбулатория. Штат — доктор и две медсестры. Местные говорят, что трех медиков вполне достаточно на всю заречную зону. Но все же люди чувствовали бы себя гораздо спокойнее, зная, что в экстренном случае подоспеет подмога из Лоева...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter