Дал позвонить – потерял 100 рублей

Злоумышленники просят позвонить - и похищают деньги с телефона

Уже можно не бояться, что незнакомец, которому вы дали телефон якобы для звонка, убежит вместе с вашим имуществом. Теперь злоумышленники действуют более изощренно. «Друг, не одолжишь телефон на пару минут? Я из России приехал к отцу, еще не успел белорусскую симку купить», — обратился неизвестный к жителю Могилева Алексею Б. Доверчивый гражданин пришел на выручку и разрешил сделать звонок. Гость вскоре вернул телефон. Через какое–то время Б. ждала неприятная новость — беседа незнакомца стоила ему около сотни рублей. Что произошло?


Оказалось, могилевчанин стал жертвой нового способа хищения. А инструментом для совершения преступления служит смартфон самого потерпевшего! Появилась новая разновидность киберпреступлений — хищение денег абонентов сотовой связи через мобильный банкинг. Схема пришла в Беларусь в конце 2017 года. Хитрые злоумышленники оперативно среагировали на появление новых интернет–услуг. Таких, как, к примеру, — v–banking. С ее помощью люди кладут на баланс лицевого счета крупные суммы, чтобы оплачивать различные покупки и услуги. Похитители просят у человека телефон, чтобы позвонить, а на самом деле стремительно выполняют определенные манипуляции. После этого как ни в чем не бывало возвращают телефон и удаляются.

Заместитель начальника управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий криминальной милиции МВД Владимир Зайцев более детально рассказывает о хитрой схеме: «Жертвы обычно ищут в людных местах. Когда гаджет попадает в руки афериста, он делает вид, что набирает номер, а сам при помощи USSD или интернета активирует услугу мобильного банкинга, предоставляемого некоторыми операторами сотовой связи. Таким образом активируется услуга, которая дает возможность, допустим, получения микрозайма (его размер обычно лимитирован оператором мобильной связи). Поступившие хозяину телефона деньги буквально в несколько касаний переводятся на российские абонентские номера или банковские счета. Туда же могут идти и средства с баланса мобильного телефона. Все это занимает примерно пару минут. В результате ничего не подозревающие граждане вынуждены не только погашать микрозайм вместе с растущими процентами по нему, но и вносить абонентскую плату за подключенную без их ведома услугу».

Многие даже не сразу понимают, что пострадали от ловких действий преступников. Некоторые потерпевшие попались на эту удочку несколько раз. У них неоднократно брали телефон, «чтобы позвонить». Дело в том, что не все внимательно отслеживают свои расходы на связь, особенно когда привыкли держать на балансе крупную сумму. Однако спустя какое–то время человек замечает, что у него списали чересчур много денег. Обращается к мобильному оператору, чтобы прояснить ситуацию, и тут узнает, что стал жертвой проходимцев.

К счастью, милиция готова к новым вызовам. Владимир Зайцев: «Несмотря на то что этот вид хищений относительно новый, в конце января 2018 года сотрудники подразделений по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий уже провели задержания причастных к этому лиц. Двое граждан по предварительному сговору осуществляли такую противоправную деятельность в Могилеве и Минске. Еще один промышлял на территории Минской области. Возбуждены уголовные дела по статье «Хищение путем использования компьютерной техники». Сейчас по обоим случаям установлено не менее 15 пострадавших, а общая сумма ущерба составляет более 2.000 рублей». Кстати, есть основание полагать, что таких эпизодов гораздо больше.

Интересуюсь у моего собеседника, как обезопасить себя. «Во–первых, ни под каким предлогом не надо передавать телефон другим людям, даже приятелям. В нашей практике есть ситуации, когда человека обманывали его же знакомые, причем не единожды. Во–вторых, от случайных вторжений гаджет лучше оградить, установив на него блокировку. Современные аппараты можно защитить, например, с помощью ПИН–кода, пароля, графического ключа, сканера отпечатка пальца, фейсконтроля», — рассказывает Владимир Иванович. Если вы уже стали жертвой такой махинации, то первым делом следует обратиться к своему мобильному оператору, чтобы выяснить, за что возникла задолженность, получить информацию о движении по счету. Важны время и дата активации этой услуги. Вам должны предоставить документ с этими сведениями. С ним надо обращаться в милицию.

zhur@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...