Дадут ли скандинавы утопить трубу?..

История с поставками и транспортировкой газа превращается в телесериал-бестселлер. После некоторого затишья новости из этой отрасли посыпались как из рога изобилия...

История с поставками и транспортировкой газа превращается в телесериал-бестселлер. После некоторого затишья новости из этой отрасли посыпались как из рога изобилия. Некоторые из них были вполне предсказуемыми: начались переговоры по ценам на газ для Украины, не за горами  предметный разговор на ту же тему между «Газпромом» и «Белтрансгазом». Со стороны российской газовой корпорации уже ощущается определенная информационная подготовка. Ведь затяжные дебаты традиционно подмачивают имидж «Газпрома» перед европейскими потребителями, ставя под сомнение возможность «Газпрома» стопроцентно выполнять свои обязательства по поставкам. Поэтому в последние недели развернулась своеобразная пиар-кампания проекта по строительству магистрального газопровода напрямую в Европу — по дну Балтийского моря, минуя территории транзитных государств.

 

Самое интересное, что «северный проект» несколько месяцев особенно не светился в информационных лентах. По принципу: история долгая, тянуться будет не один год, зачем лишний раз повторять пройденное… И вдруг — настоящий информационный взрыв. Конечно, его несколько «спровоцировало» появление новых акционеров из Нидерландов, которые пожелали войти в долю в новом газопроводе. Российские СМИ преподнесли сей факт как большой инвестиционный успех: мол, еще одна страна стала кровно заинтересованной в трубе на дне Балтики.

 

Правда, есть один маленький нюанс: голландцы вошли в проект через покупку части акций немецких компаний, а не за счет доли «Газпрома». Другими словами, переделили «европейский кусок» этого пирога. Многие эксперты говорят: сегодня, в условиях перманентной валютной и фондовой нестабильности, коммерсанты не склонны продавать ликвидные активы без веских на то причин. Почему же тогда немцы согласились поступиться частью своей доли в северном газопроводе? Возможно, это не что иное, как диверсификация рисков бизнесменов из Германии. Вероятно, в успехе «подводных» топливных поставок в Европе не так уж и уверены, как это преподносит «Газ­пром». Тем более в строительстве «Норд Стрима» еще осталось немало нерешенных вопросов. В частности, экологический. Обеспокоенность уже высказали Скандинавские страны, которые потребовали соблюдать европейские стандарты. Конечно, вопрос решаемый, но для этого необходимо дополнительное время, возможно, потребуется вносить изменения в проектно-сметную документацию, а подобные задержки и несо­блюдение сроков бизнес-плана могут вылиться в серьезные дополнительные издержки. Кстати, как тут не вспомнить про историю с подземными тоннелями, проходящими под морскими проливами. История знает несколько эпопей с их строительством, когда сроки и инвестиции оказывались в несколько раз больше, чем изначально планировались.

 

Впрочем, через пиар северного газопровода, который большей частью существует еще только на чертежной бумаге, «Газпром» накануне газовых переговоров с Россией и Украиной набивает себе цену. И в прямом, и переносном смысле. Недавно руководство газовой корпорации заявило о своих амбициозных целях: значительно увеличить капитализацию компании, довести свою долю на европейском газовом рынке с 26 % до 33 %, начать прорабатывать возможность поставок энергоресурсов в азиатский регион… Звучит красиво. И на фоне столь грандиозных перспектив теряются заявления российских же аналитиков, что для столь стремительного наращивания поставок газа  на  Запад  необходимо  пропорционально  увеличивать  добычу  голубого  топлива.  Иначе  может  возникнуть  углеводородный дефицит на внутреннем российском рынке. Правда, «Газпром» надеется, что активизируются нефтедобывающие компании по извлечению газа из земных недр. Но готовы ли последние подписаться под планами корпорации?..

 

Вопрос не однозначный. Впрочем, в некоторых случаях в крупном бизнесе главное — не столько реализовать проект, сколько сделать громкое заявление. А потом сделать из него информационный повод для масштабной пиар-кампании. Прошу не путать с рекламой. Там понятно, кто платит за музыку, а задача пиара — создать иллюзию, что «музыканты» выбрали сами эту мелодию. И ноты им никто не приносил. Хотя мотив, несомненно, подсказывают. Ведь не стоит забывать, что из сферы крупного бизнеса информация просто так не утекает. В большинстве случаев это продуманный маркетинговый ход. И нередко информационная шумиха начинается как раз в преддверии крупных сделок. Кстати, на Западе достаточно распространена практика: перед тем как выставить дорогую вещь на аукцион, организуется ряд публикаций о ее авторе или эпохе, которой принадлежало произведение искусства. Интерес к раритету сразу подогревается, и порой он уходит на 20—30 % дороже, чем планировалось. Вот такая рентабельность пиарных информационных технологий. Возможно, пропаганда суперпроекта подводного газопровода — это косвенное увеличение себестоимости газа для иностранных потребителей…

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter