Дачные страдания

Письмо в редакцию
"В 6 километрах от нашего города расположены дачи членов СТ "Энергетик" и СТ "Солевик" - всего около 330 участков. От шоссе до дач - примерно 2 километра. Было время, когда за умеренную плату дачники могли доехать до своих участков на автобусах, которые выделяли ТЭЦ и сользавод. Тогда же по обоюдному соглашению руководства предприятий решено было заасфальтировать 2 километра проселочной дороги. ТЭЦ свое обещание выполнила, а сользавод по разным причинам часть дороги - примерно полкилометра - оставил в прежнем виде.

Лет 5 назад ТЭЦ перестала выделять автобус для перевозки дачников. Сользавод сделал это намного раньше. 2 года к дачным участкам пассажиров подвозил частник - 3 раза в неделю и за более высокую плату. Но и он отказался - доход от таких перевозок для него мизерный.

В августе мы написали коллективное письмо бывшему мэру города с просьбой о помощи. Ответ пришел за подписью заместителя председателя горисполкома в начале сентября, когда уже был подписан указ Президента об объединении властей города и района. "Ваше обращение направлено в Мозырский райисполком для рассмотрения и принятия мер" - такой ответ иначе как бюрократической отпиской не назовешь. Сколько бы мы ни обращались в разные инстанции с просьбой войти в наше положение, разобраться, наладить движение автобуса до дачных участков, ответы слышали одни и те же: нет денег на оборудование дороги; дорога не соответствует требуемым нормам; на ней возможны аварии. Неужели наша проблема настолько неразрешима?

Николай ТЕРЕЩЕНКО, Мозырь".

Вместо комментария

"Дачные страдания" - из разряда вечных тем. Тяга к труду на земле у наших людей заложена буквально на генном уровне. Поэтому дачи, огороды, приусадебные участки будут всегда. Но вместе с ними - мытарства и хлопоты. От узкособственнических - не в меру высокий забор соседнего участка затеняет грядки с редисом - до общих проблем товарищества садоводов: неудовлетворительное транспортное сообщение между городом и дачным поселком; плохое водоснабжение, электрификация и так до бесконечности. Неудивительно, что наряду с граблями, лопатами, мотыгами в сезон посадки, возделывания и сбора урожая для любителей-огородников главными орудиями труда становятся еще шариковые ручки и листы бумаги.

"Внесезонное" письмо нашего читателя Николая Терещенко продиктовано обидой. На протяжении многих лет незаметно шел процесс отмежевания дачников от предприятий, будучи работниками которых (даже если судить по названиям садовых товариществ) они и получили свои участки. Точкой в этом процессе стала отмена автобусных маршрутов, организованных ТЭЦ и сользаводом. Дачники оказались предоставлены самим себе. Ответы ради ответов из различных инстанций, куда садоводы-любители обращались за помощью в решении своих проблем, только утверждали в этой мысли. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала "бюрократическая отписка" из горисполкома.

Что получится, если разбираться в ситуации, как говорится, без эмоций? Действительно ли так неразрешим вопрос подвоза горожан к дачным поселкам? А если его разрешение вызывает реальные - финансовые, транспортные - трудности, то почему нельзя изложить их подробно? Хотя бы для того, чтобы предупредить все последующие недовольные обращения дачников. Ну, например: дорога не соответствует требуемым нормам. Каким? Что мешает привести ее в соответствие? Нет денег на оборудование дороги? А сколько надо и когда они могут появиться? В бюджетные расходы на какой год планируется заложить ее оборудование? Или не планируется вовсе? На дороге возможны аварии? А какая дорога абсолютно безопасна? Аварийность в равной степени зависит как от состояния трассы, так и от мастерства, внимательности и знания правил дорожного движения теми, кто по ней ездит.

Избитый слоган "Дело частное - польза общая" в полной мере можно отнести и к дачам. В глобальном смысле они в какой-то степени, пусть и незначительной, обеспечивают продовольственную безопасность страны. А значит, их существование имеет отчасти государственный интерес. Соответственно и отношения (чтобы они были конструктивными) должны строиться на взаимовыгодных условиях. Грубо говоря, дачники обеспечивают себя и свои семьи картошкой и капустой, не "напрягая" в этом деле сельхозпредприятия и систему торговли, а государство в лице местных управленцев по мере возможности создает им приемлемые условия для труда. Например, налаживает транспортное сообщение.

Нынешний дачный сезон закрыт. До начала следующего - еще как минимум три месяца. Время терпит. Хочется надеяться, что в Мозырском районе вернутся к "дачным страданиям". Заглядывая в суть проблемы, найдут компромиссный вариант решения, от которого ни одна из сторон не останется внакладе.

Валентина МОХОР, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter