Дачная смута

Конфликты есть практически в каждом садоводческом товариществе (далее — СТ). И они обычно однотипны. Владельцы смежных участков спорят из–за сарая, забора, захваченного метра земли, агрессивной козы...

Конфликты есть практически в каждом садоводческом товариществе (далее — СТ). И они обычно однотипны. Владельцы смежных участков спорят из–за сарая, забора, захваченного метра земли, агрессивной козы... Но в конфликт под Минском вовлечены сразу четыре СТ: «Текстильщик–1», «Верас–Зеленый», «Политехник БНПА» и «Армеец–1». Они объединяют многие сотни пайщиков. Причина спора здесь более чем серьезна: газификация.

 


А у вас на даче газ?


Все четыре СТ размещены в пределах квадрата. С двух сторон соседствуют деревни Зацень и Цнянка. Две другие стороны ограничивают дорога от Северного кладбища к Минскому морю и лесной массив. Если свернуть сюда с дороги, можно обнаружить много интересного.


Вот, например, заброшенное капитальное здание явно санаторного типа. Проржавел, но сохранился паспорт объекта, который гласит, что здесь происходит «капитальный ремонт с элементами модернизации детско–подросткового отделения «ГУ НИИ пульмонологии и фтизиатрии, расположенного северо–восточнее деревни Зацень». Заказчик — названый НИИ, подрядчик — ЧУП «Стройимпорт». Начало работ — май 2008–го, окончание — март 2009–го.


Разруха, никаких признаков работ. Объект охраняет сторож, который мало что знает. Если бы не деревья, здание было бы видно с кольцевой дороги. Оно бы коробило взор и портило пейзаж: такое у нас непозволительно. Контролирующие органы, несомненно, давно призвали бы владельца к порядку. По соседству деревья скрывают другой заброшенный объект — полтора десятка домиков бывшего детского лагеря «Березка».


Ведь разумное правило действует в отношении собственников земельных участков и недостроенных коттеджей. Не рассчитал силы, не уложился со стройкой в такой–то срок — уступи место другому собственнику. Поскольку твое неумелое хозяйствование портит «социальный пейзаж». Подумалось: почему такое же правило не применяют к юридическим лицам? С другой стороны, спрос за неиспользуемые сооружения в Минске и без того строг. Тогда почему здесь не спрашивают? Не видят, деревья мешают? Впрочем, к нашей истории отношение имеет лишь бывшая «Березка».


Итак, садоводы решили газифицировать свои дома. Собрания, голосования, протоколы — все было как положено. Вскоре, однако, к дачникам «Текстильщика» пришли соседи из «Политехника» и предложили свой вариант. Зачем, дескать, нам, людям малоопытным, заниматься этим самостоятельно.


Альтернатива


Имеется фирма, ПТЧУП «Интерторгальянс», которой сейчас принадлежит бывший лагерь «Березка». Она намерена газифицировать свой объект. Наши дачи, дескать, расположены как раз между газовой магистралью и «Березкой». Труба все равно пройдет по нашей земле. Вот пусть бизнесмены и проводят себе газ, а мы подключимся к трубе. Так и быстрее выйдет, и дешевле.


Логично. Убедили. Опять — собрания, голосования, протоколы... «Интерторгальянс» выступил заказчиком газификации, а дачники стали лишь участниками долевого строительства. Дали согласие на прокладку трубы, стали платить деньги. Потом забеспокоились. Проектные документы, договоры и сметы заказчик почему–то не показывал. Есть ли они вообще?


Но работы начались, хотя шли очень уж неспешно и порой выглядели странно. Траншею начали с конца: не от магистрали, а со стороны бывшей «Березки». Вскрывали дачную улицу. Под ней укладывали фрагмент трубы длиной несколько десятков метров. С обеих сторон ставили заглушки и... трубу засыпали. Откуда и куда она ведет, если от заглушки до «Березки» несколько сотен метров? К самому лагерю копать даже не начинали.


Под дорогой, между прочим, лежат телефонные и электрокоммуникации, труба водопровода... Дачникам часто казалось, что строители понятия не имеют, где именно проходит кабель или водопровод. Кабель повреждался, дачи оставались без света, строителей штрафовали... Сомнения дачников множились. Действительно ли они, заказчики, профессионалы? За что мы платим, не обманут ли нас?..


Словом, на очередном собрании постановили: от услуг «Интерторгальянса» отказаться и газифицироваться самостоятельно — как и предполагалось с самого начала. Важное уточнение: за это голосовала только часть членов СТ. Меньшая часть дачников была намерена продолжать отношения с фирмой. Они учредили новый кооператив — «Текстильщик–ГАЗ» — с единственной уставной задачей: газификация. Зарегистрировали его.


Раскол


И началась смута: «Текстильщик» разделился. Теперь члены СТ по важнейшему для себя вопросу голосовали раздельно и решения принимали прямо противоположные. Иногда оппонирующие стороны даже мешали одна другой в проведении собрания и голосовании. Одна сторона применяла мегафон, другая вызывала милицию... Каждая обращалась в инстанции, обвиняя другую и требуя призвать ее к порядку.


Возмущена, например, председатель СТ «Текстильщик–1» Майя Устюшенко, которая от имени правления и обратилась в редакцию. С одной стороны, судьбоносные для СТ вопросы полагается решать только на общем собрании. А тут выходит, что меньшая часть дачников игнорировала большинство и теперь диктует условия. Разве это не нарушение устава?


Но Минский райисполком официально разъясняет: «Потребительский кооператив «Текстильщик–ГАЗ» в д. Цнянка зарегистрирован решением райисполкома от 7.10.2009 г. в соответствии с действующим законодательством». Парадокс, правовая коллизия. «Смутьяны» вроде бы и нарушили устав СТ, зато нормам, например, Гражданского кодекса их действия отвечают вполне. Они же в первую очередь граждане и только потом — члены СТ.


Теперь выходит, что только члены этого кооператива имеют право на газификацию своих домов. Плюс те, кто еще успеет в него вступить. Для пущей убедительности вывешивается объявление: кто не успеет, потом заплатит в 2 — 3 раза дороже. Причем «...последующее подключение к природному газу возможно только после согласования с ПК «Текстильщик» и лишь в течение... 15 лет.


Что, прощай надежды на газификацию?.. Разве этого заслуживают люди, чья «вина» лишь в том, что они засомневались, поосторожничали? А им никто вовремя и толково не разъяснил, как следует поступить. А что им теперь прикажете делать? Как это исполнить в реальности: газифицироваться самостоятельно? Проложить под улицей вторую газовую трубу, параллельную первой, им явно не позволят. А мощность первой, между прочим, ограничена: из 500 участков «Текстильщика» газифицироваться смогут только 160. Одни сразу предлагали проложить более мощную магистраль с учетом развития поселка, но другие идею не поддержали. В любом случае кто–то может остаться без газа...


Не буду цитировать слова оппонентов–председателей: Майи Устюшенко (СТ «Текстильщик–1» и Светланы Волынец («Текстильщик–ГАЗ»). Воздержусь, чтобы еще более не накалить атмосферу. Если судить по бумагам, по формулировкам упреков и обвинений, они даже не оппоненты — недруги. Но таковыми их сделала ситуация. В реальности это одинаково милые женщины, каждая переживает и борется за «своих». Волынец, например, врач. Первый врачебный принцип, как известно, «не навреди». Вот и в разговоре женщина крайне осторожна. Дескать, что ни скажи, все равно для кого–то будешь плох. Впрочем, Волынец беспокоится и за «чужих». Возможно, кто–то из них рассчитывает получить газ почти бесплатно. Пошел, дескать, такой слух. Поэтому пусть проложат трубу, а потом газифицируют и нас, никуда не денутся. Такие надежды беспочвенны. Каждая из председателей, между прочим, готова хоть сейчас отказаться от должности.


Зато бывший председатель СТ «Верас–Зеленый» Сергей Глазко уже сделал это: полномочия сложил. Мне его шутливо представили как «жертву газификации». Дескать, сыт газификацией по горло. Мало того, еще и в траншею угодил. Травму получил, которую не поленился зарегистрировать и подтвердить справкой. Кроме него, в яму попали еще двое взрослых и соседский мальчик–третьеклассник — неделю назад, вместе с велосипедом. Слава Богу, обошлось без травм.


Дорога стояла раскопанной очень долго. Часть и сейчас пребывает в таком же состоянии. Несколько рабочих еле–еле ворочают лопатами. Возможно, по причине жары. Представители подрядчика при этом опасаются, что платить рабочим придется «из своего кармана». Заказчик, дескать, не торопится подписывать процентовки. А к дачам людям надо как–то подбираться. Между прочим, большинство обитателей «Вераса» — инвалиды.


Фирма веников не вяжет


Тем не менее Михаил Тишкевич, заместитель директора «Интерторгальянса» по строительству, заверил меня, что магистральная газовая труба будет готова самое позднее в сентябре. Трудно поверить, согласитесь. Но через день (явно беспокоясь о содержании статьи и репутации фирмы) позвонил другой замдиректора, Николай Вашкевич. Он подтвердил, что к сентябрю магистраль будет готова. Когда появится газ в домах — зависит от самих дольщиков. Он заверил, что проект газификации согласован, утвержден и прошел госэкспертизу. Задержки вызваны главным образом тем, что под землей много «нелегальных» коммуникаций.
Более того, собственно фирме газ сейчас не нужен и еще пару лет не понадобится, т.к. пока до конца не ясно, что будет на месте лагеря «Березка». Так что старается фирма главным образом ради дачников.


А что будет с теми, кто «не успел» или «опоздал», кто желает получить газ, но по–прежнему колеблется: к кому примкнуть? Вопрос повисает в воздухе.


«Текстильщик» тем временем уже обращается в прокуратуру: страсти накаляются, люди очень переживают. Мне кажется, что пора и районной власти их успокоить, разобраться и все разъяснить. Даже вопреки традиционной рекомендации: собирайте собрание и разбирайтесь согласно уставу. Увы, не получается.


И последнее. От нескольких участников этой истории, причем оппонирующих друг другу, пришлось выслушать одинаковое мнение: СТ как правовая форма сосуществования дачников себя изжила. История с газификацией четырех СТ лишь обнажила, подтвердила ее беспомощность. Принципиальные проблемы не решает, зато создает новые. Впрочем, не решает и мелкие. Одни садоводы, например, «пережигают» электроэнергию, а платят все.


Когда–то СТ замышлялись, возможно, как средство «коммунистического», коллективистского воспитания. Тоже не получилось: здесь каждый живет своими заботами. Поэтому и проблемы должны решаться, как, например, в жилых городках, состоящих из коттеджей, или как в деревнях. Каждый решает сам и оплачивает (свет, воду, газ, вывоз мусора...) свое. Не дожидаясь кворума и всеобщего голосования.


Впрочем, это вопрос дискуссионный и тема отдельная.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter