Да вы масон, батенька

Есть ли в современной Беларуси представители тайных обществ?

Есть ли в современной Беларуси представители тайных обществ?

Масоны – это члены одного из самых таинственных обществ из когда-либо существовавших на земле. Многовековая история, выдающиеся представители, которые в свое время достигли величайших успехов в науке, искусстве, литературе. Леонардо да Винчи, Вольтер, Гюго, Конан Дойл, Киплинг, Джордж Вашингтон — список можно продолжать и продолжать… Основы идеологии вольных каменщиков (так иначе называют масонов) — нравственное самосовершенствование, духовный рост. Все масоны считают себя членами единого братства и оказывают друг другу поддержку и гостеприимство.

Иногда о масонах говорят как о явлении прошлого. Или как о могущественной организации, которая давно управляет миром. По этой версии, чуть ли не каждый более-менее известный общественный деятель — представитель тайного общества. Истина, наверное, где-то посередине. Впрочем, лучший способ узнать, как есть на самом деле, – найти представителей современных масонов.

Обратимся к истории вопроса и попытаемся хоть краешком прикоснуться к этой поистине необъятной теме и выяснить, были ли вольные каменщики в Беларуси и какой след оставили на нашей земле.

По некоторым данным, масоны появились в Беларуси в XVIII веке. В Могилеве возникли ложи «К трем орлам» (1770) и «Геркулес в колыске» (1776). В 1774 году майор российской армии Иван Вердеревский основал в Полоцке ложу «Талия». К представителям вольных каменщиков относят поэтов и фольклористов Яна Чечота, Томаша Зана и многих других их выдающихся современников.

Есть и совсем невероятные следы деятельности масонов в Беларуси. В XVIII веке вольные каменщики участвовали в перестройке на свой манер целых городов.

— Попытка перестроить белорусские города связана с именем графа Чернышева. Сам он был видным масоном и в 1772 году занял пост генерал-губернатора в Беларуси, руководил Могилевской губернией. На вверенной ему территории он и позволил себе воплотить в жизнь масонский идеал градостроительства, — разъясняет Валерий Морозов, заведующий кафедрой теории и истории архитектуры БНТУ, доктор наук. – Вольные каменщики создавали так называемые идеальные города — с точной геометрией прямых улиц. Масоны верили в то, что город, построенный определенным образом, способен повлиять на человеческое сознание, упорядочить ум.

Все дело в том, что представители тайного общества не доверяли словам, а предпочитали выражать свои мысли через символы, для чего наилучшим образом подходит архитектура. Под руководством Чернышева в XVIII веке пытались преобразить Могилев, Полоцк, Климовичи, Чаусы. Но «самым масонским» городом следует назвать Чечерск, который графу подарила Екатерина II и где ему удалось реализовать задуманное лучше всего.

— По форме Чечерск прямоугольный, с огромной, непомерной для городка площадью, на которой без труда уместилось бы все его население в то время. На площади – ратуша, построенная в неоготическом стиле. Сам ее внешний вид для ратуши не характерен, да и в те времена постройки, символизирующие городское самоуправление, уничтожали в угоду самодержавию, — показывает схемы XVIII века Валерий Морозов. – По четырем сторонам площади – круглые церкви (ротонды), символ счастья (в наши дни сохранилась лишь одна из них. — Прим. авт.). На окраине города стоял готический замок самого графа, окруженный рвом с водой. Из этого замка рыцарь Чернышев транслировал свои идеи в публику. Таким образом, масоны оставили свой след в архитектуре восточной Беларуси.

Практически отсутствуют архивные материалы о деятельности масонских лож в Беларуси в ХХ веке. Хотя есть сведения о членстве в варшавской ложе «Правда» в 1920—1923 годах видного ученого и общественного деятеля Бронислава Тарашкевича.

О современных белорусских масонах сведения скупы. Либо вольных каменщиков в Беларуси нет, либо они не афишируют свою деятельность. И тем не менее вероятней второе…

В Интернете есть сайт «Великой ложи России» (масоны объединяются в ложи, в основном по географическому принципу: Московская, Киевская). По сведениям этого сайта, ложа образовалась в 1995 году. Она поддерживает связи с масонами по всему миру.

Тут же возникают сомнения: как это тайное общество организовало сайт и форум при нем? Не слишком ли это открыто? Вольные каменщики сами дают ответ: определенные элементы внутренней организации, ритуалы, правила поведения не раскрываются. Создатели масонской ложи пишут о том, что не имеют никакого отношения к политике и их цель – «организация людей, мотивированных на духовный поиск». Разглашать имена братьев масоны во всеуслышание не станут. Тем не менее я решила попробовать связаться с тайным сообществом. Впрочем, ответа на мой вопрос о том, есть ли в Беларуси масонская ложа, не последовало.

И все-таки на одном из форумов общества я нашла информацию о том, что отдельные представители вольных каменщиков у нас есть. Долгие поиски увенчались тем, что я нашла одного человека, который мог быть связан с масонами. Назовем его Иваном. Со мной он согласился беседовать на условиях анонимности.

– Видимо, вас разочарую, но я не масон, — первым делом при встрече сказал Иван. – Однако историей этого общества интересуюсь много лет. Это подтолкнуло меня на занятие философией, изучение эзотерики. Я связан с другим обществом, если хотите, тайным, но скорее закрытым.

Иван оказался представителем ордена розенкрейцеров (ордена розы и креста), тайного общества, основанного в Германии еще в позднее средневековье. Исторически оно еще древнее масонов. Цели тайного общества скорее идеальные: улучшить жизнь каждого конкретного человека и общества в целом путем просвещения. Прийти к этому непросто, но возможно. Только нравственному и духовному человеку откроются тайные знания, которые смогут изменить жизнь к лучшему. Знания эти основываются на попытке совместить религию и науку.

Впрочем, близость масонов и розенкрейцеров не отрицается ни теми, ни другими. Просто акценты расставлены несколько иначе: масонство якобы больше уклоняется в сторону материализма, розенкрейцеры – в мистицизм.

– Вступал в орден в Москве. Туда, конечно, не принимают любого желающего. Нужно ответить на десятки вопросов, из которых станет понятно, каких философских взглядов я придерживаюсь, что меня волнует, что мне интересно, — объясняет Иван. – Наши встречи проходят редко, в основном переписываемся, но обмен знаниями идет постоянно. В Беларуси мало представителей подобных обществ, но они есть и предпочитают о себе не распространяться.

Таким образом, миф потихоньку обрастает реальными фактами. Масоны, розенкрейцеры и представители подобных тайных обществ живут среди нас. Возможно, кто-то назовет это сектой, кто-то — игрой в мистику. Однако много веков такие поиски истины вдохновляли людей на творчество, открытия и духовный рост. Как знать, может, воодушевленный идеями, какой-нибудь белорусский масон и нарисует со временем свою «Джоконду»?

На снимках: масонская ратуша в Чечерске сохранилась до наших дней; план «идеального города» Чернышева.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter