Да пошел я в баню!

В Бресте, как и в любом другом областном центре, сегодня нет - не то что прежде - очередей в баню.
В Бресте, как и в любом другом областном центре, сегодня нет - не то что прежде - очередей в баню. В ситуацию вмешался рынок, и перед брестчанами появился выбор из десятка помывочных заведений, хотя раньше город обходился двумя. Две старые бани до сих пор сохранили статус общественных, то есть дешевых в прямом и переносном смысле этого слова, - за минимум оказываемых тут услуг с клиента требуют такую же минимальную плату. Все остальные бани - коммерческие. Они похожи друг на друга, как листья березового веника. В сервис, как правило, входит бассейн, бильярд и чай на травах. На сеанс запускают не более 15 человек. Но столько почти никогда не бывает, поскольку в бани принято ходить компаниями по предварительному заказу. А типичная компания, если это только не студенты из общежития, состоит примерно из пяти человек. Значит, стоимость сеанса (а один час стоит 33 тысячи рублей) делим на пять.

На днях я побывал в одном из таких коммерческих заведений. Нас, посетителей, в тот момент было пятеро - почти все согласились оплатить часовой сеанс. Однако среди нас оказался опытный парильщик, который легко всем объяснил, что часа маловато. Во-первых, необходимо 2 - 3 раза прогреться на нижней полке, а на это должно уходить как минимум полчаса. На посещение заветной верхней полки уйдет еще минут 45. А когда же чай пить? Пришлось на пятерых делить уже 66 тысяч. По тому, как банщик спокойно принял эту сумму, было ясно, что на час сюда никто не ходит.

Потраченных лишних 7 тысяч рублей, конечно, жалко. Но в следующий раз я опять, скорее всего, отдам предпочтение именно такой бане. И вовсе не из-за чая, заваренного на травах. По большому счету, клиенты платят там не за сервис, а за приятную компанию. Не секрет, что баня - это тот мужской клуб, где лучше всего решать в том числе и деловые вопросы.

Кстати, баня сегодня - это еще и дело государственное. Количество "помывочных мест" теперь определяется государственными социальными стандартами. Для Бреста, например, предусмотрено три места на тысячу человек. В минувшем году это требование было успешно выполнено - в наличии имеется уже 4,5 места. Для других городов области, где преобладает частный сектор, в домах которого не всегда есть ванная, стандарт повышен до 5, а в сельской местности - до 7 помывочных мест на тысячу человек. Как выяснилось, и там ситуация благополучная: жители райцентров имеют 6,7 места, а крестьяне даже в два раза больше нормы - 14,6.

Главный врач Брестского областного центра гигиены и эпидемиологии Олег Арнаутов рассказал мне, что на территории области вопросам банного обслуживания уделялось много внимания не только в последний год, когда разрабатывался упомянутый социальный стандарт. Эта работа систематически ведется на протяжении четырех лет. Ежегодно строятся десятки новых общественных бань, вводятся в эксплуатацию те, что были заброшены в конце 80-х - начале 90-х. "Банные" вопросы ежемесячно заслушиваются на заседаниях райисполкомов, а в прошлом году им были посвящены аж три заседания облисполкома.

Среди районов Брестчины "самым чистым" может по праву считаться Дрогичинский. Здесь в последние годы построено 16 сельских бань. По этому показателю дрогичинцы стали лучшими не только в области, но и в стране. Вот и сегодня там строятся еще две сельские бани, а имеющиеся переводятся на местные виды топлива, то есть на дрова. Маленькие бани строить выгодно. Ведь банное дело в свое время не обошел принцип укрупнения - в центральных усадьбах строили монументальные здания, где должен был мыться весь колхоз. Уже тогда старики выбирались сюда лишь на Пасху, а теперь, когда автобусы ходят все реже, из отдаленных деревень тут вовсе никто не показывается. Так вот дрогичинцы ввели на этот счет свой стандарт: в деревне на сто дворов обязательно должна быть своя баня. Пусть маленькая, но зато всегда доступная!

Историк Николай Улащик так описывает быт начала XX века своей родной деревни Витьковщина, расположенной в 20 километрах от Минска между Койдановым и Самохваловичами: "...Ни деревня, ни окрестности не имели ни одной бани. Ежедневное утреннее умывание имело ритуальный характер, ибо считалось, что, не умывшись, грех кушать". Известно, что чем дальше на запад от Минска, тем бань было меньше. И вот такой теперь взрыв в сфере личной гигиены - в деревнях Брестчины в два раза больше помывочных мест, чем требует социальный стандарт. Неужели достигли идеальной чистоты?

- За основу госстандарта в отношении количества помывочных мест взяты нормы, оговоренные СНиПом (строительные нормы и правила. - А.Г.). За рекомендациями к гигиенистам в этом случае не обращались, - анализирует ситуацию Олег Арнаутов. - Наша служба занимается лишь контролем санитарно- гигиенического состояния бань, а их в области сегодня 128. К примеру, в прошлом году провели 974 проверки, в каждом шестом случае выявили нарушения. Наверное, помывочных мест сегодня действительно достаточно. Другое дело, отвечают ли они современным нормам? Вот в этом направлении нам предстоит еще очень много работы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter