Да мы с Сережкой Есениным...

Кто сказал, что сериалы -- для домохозяек? Поискать еще фильм, который бы так единодушно смотрела вся страна, как смотрит она на нашем ОНТ очередную "суперпремьеру" ОРТ -- сериал "Есенин" режиссера Игоря Зайцева! И еще более трогает единодушие в оценке этой суперпремьеры, причем как россиян, уже дошедших с телевизионным Есениным до конца, так и белорусов, которые сей продукт только вчера закончили вкушать. Коротко говоря, зритель -- и простой, и кинокритик -- "Есенина" послал без факса. Почему? Ведь задумывался сериал явно как вещь в наше время беспроигрышная.
Во-первых, потому что про Есенина. Обратиться к такому имени -- это все-таки не "Каменскую" снять или что-то на уровне сериала Декстер ! С ним, как с огнем, шутки плохи. Как-то пришлось повидать, как один поэт взял за грудки другого, разглагольствовавшего: "Да мы с Володькой Высоцким..." "Ты че?" -- удивился дружбан Высоцкого. "А то, что какой он тебе Володька!.." Сериал Зайцева так и хочется назвать "Да мы с Сережкой Есениным!.."
На том низкопробном кинематографическом фаст-фуде, которым нынче потчуют нашего телезрителя, вкус формируется удивительно неприхотливый. "Стрелялки", "судилки" и бразильские жвачки для мозгов наш человек "трескает" если и без особого восторга, то довольно безропотно. А вот с Есениным -- поди ж ты! Тут даже в потребителе жвачек просыпается зритель, причисляющий себя к великой и могучей культуре, с которой весь мир разговаривает по сей день "на вы и шепотом". И, проснувшись, этот зритель начинает требовать вещей совершенно неожиданных -- чтобы его уважали, например! А что это вы, говорит, мне подсунули про Есенина? За дурака держите?!
Вроде снят "Есенин" прямо на потребу дня, по всем законам шоу-бизнеса. Проще комикса, зрелищней водевиля и веселее КВН! Частная жизнь знаменитости -- есть. Любовь-морковь -- пожалуйста. История с политикой -- сколько угодно. Громкое имя героя -- куда уж громче. "Золотые" титры? А Олег Табаков-то, а Александр Михайлов?! Американская звезда Шон Янг в роли Айседоры! Да и сам Есенин, популярный артист Сергей Безруков, чего стоит! И все, как смеются циники москвичи, под "блаародным" соусом! Ан не сработало!
А вот что пишет о сериале в "Российской газете" Павел Басинский: "Нельзя показать судьбу Есенина с помощью видеоклипов. Есенин в кабаке, Есенин у императрицы, Есенин у Троцкого, Есенин в поезде, в самолете, на корабле, в Европе, Америке, Баку. В постели, в дурдоме, в "Англетере". В свободное от стихов и пьянства время он учился в университете Шанявского, штудировал фольклориста Афанасьева, занимался теорией стиха и создавал свою народно-религиозную концепцию искусства, изложенную в работе "Ключи Марии". Но ведь не снимешь клип "Есенин пишет "Ключи Марии". Другое дело: "Есенин схватил Пастернака за яйца, пропустив два удара". Это цитата из книги Безрукова-старшего "Есенин".
"Блаародства" мало, чтобы получился фильм про Есенина. Нужно благородство, причем изначальное -- со сценария. Между тем книга как раз этим качеством не страдает. Неудивительно, что оно не передалось и фильму. А вот у Есенина, разбитного гуляки из Серебряного века, хулигана из эпохи "унесенных ветром", оно было. Как и тоска о том, что улетучивается оно, вытирается, изнашивается все больше... Не зря, начиная свои кабацкие стихи знаменитыми словами: "Пей со мною, паршивая сука...", заканчивает он их: "Дорогая... я плачу... прости, прости!.." Вот до них-то как раз не все дочитывают. Сериал для них -- тех, кто не дочитал...
Равно как и для тех, кто о биографии Есенина имеет представление весьма смутное. Любителям исторической точности создатели "Есенина" вряд ли смогут объяснить о-о-чень многие ляпы сериала!
Оставим на совести Зайцева Александра Блока, которому он -- видимо, из любви к его творчеству -- продлил жизнь на год. Там же оставим смерть Распутина в 1915 году вместо 1916-го -- ну не любит режиссер этого охмуряльщика! Но куда деть бедного опозоренного Блюмкина -- злостного убийцу Есенина? Хотя ни один литературовед сегодня уже не рассматривает всерьез версию, что Есенин был убит. Но самоубийство -- это слишком сложно для сериального Есенина. Психология, понимаете ли, чувство, что "все не так, ребята..." Убийство -- другое дело.
На это, конечно, можно возразить, что историю перекраивали под свои произведения многие творцы и получали шедевры. Но была одна хитрость в крылатой фразе великого исторического мистификатора Александра Дюма-отца: "История для меня -- это женщина, от которой я хотел бы иметь ребенка, похожего на меня!" Заметьте -- "похожего на меня!" Поэтому у Дюма вышли "Мушкетеры", а у Зайцева энд Безрукова -- сериал "Есенин". Дитя нагловатое, плутоватое, туповатое, с новорусским темпераментом. И с пропиской на главном российском канале, что, признаться, удивляет особенно.
На подходе новая российская "суперпремьера" -- сериал "Мастер и Маргарита". Как же хочется верить, что хоть он-то будет похож на Булгакова!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter