– В 1982-м я оканчивал театрально-художественный институт, и у меня был год на создание дипломного проекта, – рассказывает Дмитрий. – Решил создать что-нибудь полезное – автомобиль, на котором буду ездить.
Машину делал на базе двух инвалидных мотоколясок, отработавших больше шести лет, которые подлежали сдаче во вторчермет. Чтобы их получить, я пошел на прием к замминистра социального обеспечения, объяснил идею, и он воспринял ее с воодушевлением. Дальше нужно было положить на расчетный счет 32 рубля за две коляски.
В таксопарке купил заднее стекло от микроавтобуса за десятку. В моем автомобиле оно стало лобовым. Похожая на джинсовую тентовая ткань бралась на МАЗе и стоила 188 рублей за 10 – 15 метров. Трубы для каркаса подогнал родственник-сантехник. В итоге стоимость моего авто вышла смешной.
Варить трубы помогал товарищ, который учился в моем институте и успел поработать сварщиком. С женой Татьяной Гардашниковой, графическим дизайнером, мы за ночь перед дипломом сшили кузов из тента. С двойным джинсовым швом, карманами, молниями, пряжками – все как надо. Володя Цеслер сделал буклет для презентации проекта.
Двойной джинсовый шов удался на славу
Каркас как самая выразительная часть остался снаружи. У авто был современный, залихвацкий вид. Можно было расстегнуть молнию и сделать его кабриолетом. Но шумел бы он все равно как мотоцикл.
На защиту я ехал на своем авто. А за мной – удивленные гаишники.
Джинсовый автомобиль участвовал в выставках, снимался в кино, а потом институт передал его в республиканский центр творчества на Славинского в Минске. Я заходил туда и лет 15 назад видел, что от машины остался лишь остов, – разобрали на запчасти.
На самом деле это был прототип. В нем – спартанский интерьер, не работали дворники, омыватели, не вся оптика подключена.
В то время подобные самоделки было тяжело регистрировать. Государство не любило хитрых автолюбителей, которые сами что-то мастерили. А в 1985-м я купил автомобиль – потрясающий «Фольксваген Жук» 1963 года, привезенный из Голландии знаменитым клоуном Олегом Поповым.
Я не оставлял идеи доработать джинсовое авто, искал инвесторов. Хотел сделать его рекламным, выходил на представительство джинсовых лейблов. Но все шло очень туго.
Да и вообще машина была сделана на базе «инвалидки» – ущербного транспортного средства, тихоходного, шумного, неэкологичного. Если бы работал над этим автомобилем сейчас, сделал бы его спортивным, молодежным, предназначенным для того, чтобы гонять по тихоокеанским пляжам.
Подумываю о том, чтобы собрать джинсовый электромобиль – проговариваю эту идею с людьми. Все вполне реально. Комплектующие можно заказывать через интернет. Осталось найти партнеров для создания элементной базы.