Минск
+24 oC
USD: 2.06
EUR: 2.28

Cтоп-кадр

Первый эксперимент с технологией "25-го кадра", проведенный полвека назад, принес его автору миллионы - правда, под конец он вынужден был сознаться в фальсификации.
Первый эксперимент с технологией "25-го кадра", проведенный полвека назад, принес его автору миллионы - правда, под конец он вынужден был сознаться в фальсификации. Современные исследования позволяют оценить реальные возможности этой широко разрекламированной методики.

К проблеме "25-го кадра" или, выражаясь по-научному, к феномену неосознаваемого восприятия большинство серьезных ученых относится примерно так же, как к астрологии или вопросу о том, есть ли жизнь на Марсе. Что вовсе не мешает множеству не слишком трудолюбивых граждан покупать аудиозаписи для подсознательного изучения иностранного языка, улучшения памяти, снятия стресса и т.п., а законодателям - устанавливать запреты на использование неосознаваемых стимулов в рекламной продукции.

В начале 50-х годов владелец небольшой маркетинговой фирмы Джеймс Вайкери заявил, что в одном из кинотеатров Нью-Йорка его фирмой были проведены эксперименты над зрителями. Во время просмотра фильма на экране в течение очень короткого времени мелькали два сообщения: "Ешьте попкорн" и "Пейте кока-колу". Эти изображения проецировались на экран с помощью второго проектора и накладывались на основной сюжет. Хотя зрители не успевали их заметить, Вайкери уверял, что после такого воздействия объем продаж попкорна возрос в целом на 57%, а кока-колы - на 18%. Однако он не представил никаких деталей эксперимента и даже не указал точного места его проведения.

В дальнейшем вместо использования второго проектора нужные кадры стали просто вклеивать в кинопленку. Поскольку кинофильм прокручивается со скоростью 24 кадра в минуту, эти вклейки получили название "25-й кадр". Что же касается телевидения, то здесь технология несколько иная. Поверх готового сюжета с помощью специального монтажного видеооборудования размещается необходимая информация, которую подгоняют под сюжет по цвету и другим характеристикам. И при просмотре на экране ничего не заметно. Обнаружить вставки можно, только просматривая сюжет покадрово на видеомагнитофоне.

Технология "25-го кадра" несколько лет приносила автору проекта миллионы долларов. А в январе 1958 года он захотел получить патент на свое изобретение. Федеральной комиссии был продемонстрирован экспериментальный фильм с вклеенным в кинопленку "25-м кадром", содержащим текст: "Ешьте попкорн". После просмотра члены комиссии единодушно пришли к выводу о недостоверности данных Вайкери и фиктивности его методики. Позже Вайкери публично сознался в фальсификации результатов.

Однако выводы комиссии не остановили желающих воздействовать на сознание беззащитных зрителей. В 1974 году на экраны вышел фильм "Экзорцист", в который с целью напугать зрителей были вставлены кадры с изображением маски смерти, мелькавшие слишком быстро для того, чтобы глаз мог их заметить.

С тех пор были проведены многочисленные эксперименты для проверки эффективности технологии "25-го кадра". В одном из экспериментов испытуемым на доли секунды демонстрировались на экране слова, несущие определенную эмоциональную нагрузку (например, слова "горе" или "счастье"). После этого им читали рассказ, в котором происходили как радостные, так и печальные события. Испытуемые, которым до этого демонстрировалось слово "горе", находили рассказ печальным, а те, кому демонстрировалось слово "счастье", считали его светлым и оптимистичным.

Таким образом было доказано, что неосознаваемые изображения на экране действительно могут оказывать воздействие на зрителей, вызывая у них определенные эмоции. Причем сам источник этих эмоций оказывается для них неизвестным.

Другая серия экспериментов пыталась ответить на вопрос, можно ли использовать технологию неосознаваемого воздействия для увеличения эффективности обучения. Испытуемым в течение очень короткого времени демонстрировались иностранные слова с переводом, которые они не успевали заметить. Через некоторое время эти же иностранные слова показывали им в обычном режиме. Испытуемые, увидев слова, которые предъявлялись им до этого, не могли назвать их значение, но говорили, что слово кажется им знакомым.

Таким образом было установлено, что с помощью неосознаваемого воздействия можно добиться некоторого обучающего эффекта в отношении простых сенсорных заданий.

Были эксперименты, когда людям давали прослушать неразличимые для сознания сообщения, положенные на музыку. Так, 100 испытуемых в возрасте от 18 до 60 лет в течение пяти недель ежедневно слушали подобные записи, предназначенные либо для улучшения памяти, либо для повышения самооценки. При этом половине из тех, кто слушал кассеты, предназначенные для улучшения памяти, сказали, что у них в результате должна повыситься самооценка. До и после эксперимента память и самооценка испытуемых измерялись стандартными психологическими методиками.

В результате эксперимента те, кто ожидал улучшения памяти, сообщали, что их память улучшилась (независимо от того, какие кассеты они слушали). Те же, кто ожидал повышения самооценки, считал, что самооценка у них повысилась. Однако данные повторных измерений показали, что ни в одном из 100 случаев не было даже намека ни на улучшение памяти, ни на повышение самооценки.

Почему же неосознаваемые стимулы в одних случаях оказывают воздействие, а в других - нет? Все дело в форме предъявления информации. Фокус с неосознаваемыми стимулами срабатывает только тогда, когда стимулы предъявляются зрительно. В отличие от глаза, который получает информацию одновременно из различных областей поля зрения и обрабатывает их параллельно, ухо обрабатывает слуховые сигналы последовательно. Если же они предъявляются одновременно, они сливаются либо в музыкальный аккорд, либо в нечленораздельный рев. Поэтому все аудиокассеты, обучающие "на неосознаваемом уровне", можно спокойно отнести на помойку.

Суммируем. Ответ на вопрос, существует ли эффект "25-го кадра", звучит так: да, есть, но наблюдается он только в отношении зрительной информации (а не слуховой) и касается эмоциональных и сенсорных воздействий, а не интеллектуальных и смысловых. То есть с помощью такого воздействия можно научиться лучше выполнять простейшие зрительные задачи, а также изменить настроение и отношение к определенным предметам. Говоря проще, эта технология может заставить нас полюбить какие-нибудь чипсы, попкорн или начальство. Выучить же бессознательно таблицу умножения или иностранный язык, к сожалению, невозможно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...