Смогут ли победители республиканской олимпиады по обслуживающему труду среди школьников в нынешнем году поступить в профильные вузы без экзаменов

Чью вину берут на себя учителя-трудовики

УЧАСТИЕ и победа в республиканских олимпиадах среди школяров считаются бонусом при поступлении в вуз. Но, оказывается, не всегда заслуженное призовое место может принести награду. Речь прежде всего о ребятах, которые стали победителями предметных олимпиад. В частности, по трудовому обучению. Имея золотые руки, универсальные знания, они могли бы стать перспективными студентами профильных вузов. Может, нынешняя вступительная кампания исправит ситуацию?

Одержать победу на финальном этапе республиканской олимпиады под силу не каждому отличнику в школе. Должны совпасть не только таланты ученика и учителя, но и желание обоих потратить массу сил и времени для достижения высокого результата. Большинство победителей республиканских олимпиад получают заслуженный подарок — поступление в профильный вуз без экзаменов. Но не все! Особняком осталось трудовое обучение — предмет важный, но, как говорится, нерейтинговый.

А подготовиться к олимпиаде по труду — огромная работа как ученика, так и наставника. Здесь надо не только руки золотые иметь, но и светлую голову. Спектр знаний по этому предмету проникает чуть ли не в каждую сферу и науку. Математика нужна при расчетах чертежей и пропорций, химия — чтобы знать, как ухаживать за разными видами тканей и волокон, правильно использовать удобрения и подкормки при уходе за растениями. Не обойтись без знаний по биологии, навыков по черчению, способностей к рисованию. А уж что говорить о прикладных умениях — рукодельничать, готовить, декорировать, выращивать. В общем — созидать и творить.

У учителя труда из кировской средней школы № 1 Елены Пархомович ученицы четырежды становились победителями республиканской олимпиады по профильному предмету. Но сегодня мотивировать детей для углубленных занятий трудом ей сложно:   не получая бонуса в виде льготного поступления без испытаний, дети скорее сосредоточатся на подготовке по другим экзаменационным предметам. Учителя-трудовики, душой болеющие за дело и за своих воспитанников, в один голос признаются, что испытывают чувство вины, когда ребенок, тративший массу времени на подготовку к олимпиаде по их предмету, плохо сдает вступительные экзамены в вуз другого профиля.

Учитель высшей категории Елена Заблоцкая работает в Кадинской средней школе Могилевского района и считает свой урок труда — уроком жизни, особенно для девочек. Она стала лауреатом Специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов после многократных побед ее учениц на республиканской олимпиаде по обслуживающему труду. За последние годы уже четыре раза ее воспитанницы из сельской Кадинской школы становились лучшими из лучших в стране. Каждая из них — лауреат Спецфонда Президента. А у Елены Эдуардовны в кабинете хранятся именные портфолио работ — от первых неровных стежков до мастерски выполненных изысканных вышивок и изделий. Одна из таких учениц — Надя Богданович. Сирота, воспитанница детского дома семейного типа. Природа одарила девочку умом и талантом, который сосредоточился на кончиках пальцев — все навыки рукоделия давались ей легко, буквально с первого раза. Сейчас Надя учится в Могилевском экономическом колледже.

Но, увы, пока ни одна из девчонок не пошла по пути своего таланта. Справедливо надеяться, что эти дети не только своим даром, но и трудом уже заслужили право без экзаменационных испытаний поступить в профильный вуз. Ведь о таких студентах мечтает каждое учебное заведение — институты получают ценные кадры, а профессуре остается только вооружить их методикой преподавания.

Сегодня в Барановичском, Мозырском  государственных университетах готовят преподавателей-трудовиков. В Витебском университете имени Машерова можно получить специальность дизайнерского профиля. Эти вузы гласно и негласно выступали с инициативой дать такую возможность школьникам, подтвердившим уровень знаний на республиканском этапе олимпиад по трудовому обучению, и, возможно, даже готовы поспорить за талантливых ребят. Решение же остается за Министерством образования.

Но, кажется, лед тронулся. Как мне объяснила консультант  управления высшего образования министерства Марина Суворова, готовятся нормативные документы, регулирующие поступление без экзаменов победителей предметных олимпиад, по которым не проводятся вступительные испытания. Стоит надеяться, что нынешняя вступительная кампания даст возможность взять реванш талантливым детям, проявившим себя не только в олимпиадах по трудовому обучению, но и по астрономии, информатике и другим предметам.

gardiana@источник
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter