Стоит ли говорить о доходах известных людей вслух

Чужой кошелек – потемки

О доходах деятелей культуры

Министерством культуры России не так давно были опубликованы декларации доходов руководителей театров, оркестров, музеев, цирков, библиотек и хоров. Всех тех, кто создает досуг и хорошее настроение. Маски сброшены. Вслед за рейтингом Forbes появился рейтинг от министра культуры России Владимира Мединского.


По мне, считать чужие деньги дурной тон. Чужой кошелек — потемки, но, видимо, уж таковы правила игры: у публичного человека не должно оставаться никаких тайн от не в меру прогрессивной общественности. Скоро дойдем до того, что в каком–нибудь медицинском журнале будут печатать результаты анализов крови звезд. У кого повышенный холестерин? У кого давление скачет, аки коза?


Лично мне по треугольнику, сколько квартир непосильным трудом нажил известный дирижер Валерий Гергиев. Хотя бы потому, что в родстве с ним не состою и, случись что, вряд ли он мне хоть какую из них отпишет. Оказывается — шесть. А кроме того, Гергиев, худрук Мариинского театра, главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, руководитель сразу двух фестивалей — Пасхального и «Звезды белых ночей», занимается еще и доходным бизнесом. Ему принадлежат 15% компании «Евродон» — крупнейшего российского производителя индейки. Вот и набежало 164,3 млн. российских рублей за год. Плюс неутомимая гастрольная деятельность по всему земному шару.


А что Спиваков, Табаков, Башмет, Евгений Миронов тоже не бедствуют — для кого новость? Как уже написал один защитник российской культурной элиты, научитесь так дирижировать, как Гергиев, и так играть, как Табаков, чтобы вас рвали на части.


Однако мнения о том, стоит ли говорить о доходах известных людей вслух, разделились. Ректор ВГИКа Владимир Малышев, например, возмутился: «Зачем это публиковать? Мне скрывать нечего, лишь бы правильно все указали, не переврали... Но кто–то подумает: «Неплохо живет товарищ!» — и в подъезде будет поджидать. Такая информация несет угрозу. Раньше бы это сочли неприличным и непорядочным, а сейчас — вполне нормально».


С пониманием к инициативе отнесся директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгар Запашный, заметив, правда, что иногда прозрачность всех доходов довольно иллюзорна. Иной чиновник так запрячет свой «Ламборджини», теща родная не найдет.


Так из–за чего весь переполох?


Видимо, из–за того, что новомодный рейтинг ломает стереотип. У нас все еще принято считать, что деятели культуры бессребреники. Хотя это давно не так. Хорошие машины, антиквариат, сувениры из–за границы — тот, кто исправно дул в дудку социалистического реализма, получал это все с лихвой. Одна дача Олега Ефремова, показанная в документальном цикле «Дачники», чего стоит. Он сам пытался посмеяться над этой пагубной страстью к накопительству вместе с драматургом Михаилом Рощиным в произведении «Старый Новый год», но в реальной жизни от благ не отказывался. А кто бы положа руку на сердце отказался, окажись на его месте?


Но так уж повелось, что деятели культуры перед обывателем должны выставлять себя сирыми и убогими. Как же: «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну, ты времени заложник, у вечности в плену...» Но оказывается, — они тоже из плоти и крови и любят красивую жизнь. И тот, кто востребован сегодня, кто не занимает чужого места и не занимается демагогией, а просто работает, гастролирует, ставит спектакли, пишет хиты, снимает кино, хорошо и зарабатывает.


...На минутку представил, что наше Министерство культуры опубликовало доходы местного культурного истеблишмента. Цифры нас бы тоже шокировали? Или наоборот? У нас принято жаловаться на жизнь — недоедаем, недосыпаем, донашиваем единственную пару носков на двоих с женой. Питаемся через день, одежду покупаем в сэконд–хэнде. Деревенская психология — ведь все мы вышли из деревни — не выставлять свое богатство напоказ. На всякий случай, чтобы не сглазили, не обворовали, не раскулачили. Спокойнее ходить в обносках, втянув голову в плечи. Это нытье наводит на мысль: может, культура действительно давно уже не так бедна, как в 20–е годы прошлого века, а все разговоры о ее бедности — самовнушение?


По крайней мере, к мысли о том, что культура — верный путь к богатству, нам надо будет теперь привыкать еще долго.


pepel@ng.by


Советская Белоруссия №129 (24512). Пятница, 11 июля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter