Чужой как родной

По плечу ли иностранный язык современным малышам

По плечу ли иностранный язык современным малышам

К дошкольникам нынче предъявляются высокие требования. То, что ребенок лепит куличики, играет в дочки-матери и делает “сороку-ворону”, взрослых людей уже не устраивает. Оказывается, уже двухлетка должен со знанием дела ориентироваться в геометрических фигурах, знать названия цветов, фруктов-овощей и даже щелкать логические задания. Более того, некоторые родители начинают учить своего карапуза иностранному языку чуть ли не с пеленок. Ребенок, небрежно “роняющий” пару тройку иностранных слов, завышает родительскую самооценку до небес. И все-таки в каком возрасте лучше всего заняться “иноземными” языками со своим ребенком? Как при этом не запутать малыша? И какие методы наиболее эффективны при обучении?

Мнение педагога

— Многих родителей интересует, когда лучше всего начинать обучать ребенка иностранному языку, — озвучивает волнующий вопрос Надежда БУКАРЕВА, педагог иностранных языков частного центра детского развития. — Самый оптимальный возраст — четыре-пять лет, когда малыш освоил родной язык и готов к изучению новых. Раньше начинать лучше не стоит, поскольку ребенку будет очень сложно разобраться сразу в двух языках. Могут даже возникнуть проблемы  с освоением родного языка. Это в особенности касается той ситуации, когда ребенок слышит “чужую” речь исключительно на занятиях, а дома никто не разговаривает на иностранном. Если же малыш растет в двуязычной семье, то обычно (но не всегда!) проблем не возникает. Но в такой ситуации нужно, чтобы мама постоянно говорила с ребенком, к примеру, на английском, а папа — на русском.

Если у ребенка есть какие-либо логопедические проблемы, обучать малыша иностранному языку не надо! Дополнительная речевая нагрузка может лишь усугубить ситуацию. Если же трудностей не наблюдается, то дошкольники прекрасно улавливают правильное произношение слов и им намного проще ставить артикуляцию. Еще один плюс раннего обучения — ребенок не будет испытывать языкового барьера, даже если его лексика небогата. Он изловчится так, что сумеет выразить мысль двумя-тремя знакомыми словами. А взрослый в такой ситуации может растеряться: слов в голове много, но как их красиво “сложить”, проблема. Еще один нюанс. Скажем, ваш малыш начал изучать английский в четыре года. Предупреждаю: он быстро наработает богатый словарный запас, но при этом сможет усвоить только те слова, которые знает на русском. Шесть — восемь лет — тоже прекрасный возраст для изучения иностранного. Речевой аппарат к этому времени сформирован, поэтому малыш может не только разучивать отдельные слова, но и пытаться говорить на языке.

Любопытно, что на занятиях, а я в основном занимаюсь с детками четырех — восьми лет, мальчики быстрее схватывают информацию. Зато девочки более усидчивы и внимательны. Из своей практики я сделала вывод, что чаще всего способность к иностранным — врожденная особенность. У меня в классе были два брата-близнеца. Так вот, один прекрасно запоминал слова, с блеском выполнял грамматические тесты и легко воспринимал неродную речь. Второй же был полной противоположностью...

Мнение психолога

— Родители должны понимать, что в 3—4 года ребенок не заговорит на чужом языке, — объясняет Вера СМИРНОВА, педагог-психолог первой категории городского центра психолого-педагогической помощи Минского государственного дворца детей и молодежи. — Это, скорее, можно расценивать как знакомство, не более того. Однако чем раньше произойдет эта “встреча”, тем выше вероятность, что он полюбит новый язык. Но не начинайте изучать иностранный язык параллельно с первым походом в детский сад. Обычно малышу исполняется три годика и мама ведет его за ручку в детский сад, а заодно и записывает на какие-то курсы. Этого делать не стоит, так как ребенок может не выдержать такую непосильную для его психики нагрузку. Возможно даже формирование психологической травмы.

На мой взгляд, идеальный возраст для изучения нового — пять лет. К этому возрасту все детки становятся людьми “интересующимися”. Важная информация: до пяти лет ребенок может заниматься иностранным один раз в неделю, не более пятнадцати-двадцати минут. Если уроки затягиваются, ребята быстро теряют внимание.

Мнение мамы

— Я сама работала учительницей иностранного языка, — рассказывает Ирина КУРЧЕВСКАЯ, выпускающий редактор типографии города Логойска. — Знаю английский и немецкий в совершенстве. Но со своим четырехлетним сыном изучение пока не начинала. Планирую уроки где-то ближе к школе. Правда, сначала у меня была идея обучить малыша иностранному языку с пеленок, но потом от нее отказалась. Сейчас мы разве что рассматриваем с Владиком английские иллюстрированные словари, естественно, некоторые слова я ему называю. Кстати, Владу очень нравится, когда я говорю на английском языке, — слушал бы и слушал. А вообще, взяться за иностранные можно в любом возрасте. Главное — желание! И хорошо, если оно исходит не только от родителя, но и от ребенка.

 Примеры игр

Без скучных уроков

— У детей из райцентров и деревень, к сожалению, зачастую нет возможности ходить в развивающие центры, на курсы иностранного языка. Могут ли родители самостоятельно начать обучение, если после школы им так и не удалось отточить свои лингвистические навыки?
— А почему бы и нет? — считает Надежда Букарева. —  Только перед занятиями я порекомендовала бы проштудировать методическую литературу. И не нужно нудных уроков. Только игра!

Вопрос на интерес

— Говорят, если ребенок начал изучать иностранный язык после восьми лет, то высокого уровня ему уже не достичь?
— Оптимальный возраст для изучения любых наук — до 37 лет, — успокаивает Вера Смирнова. — Поэтому и после восьми можно достать звезду с неба! А вообще учиться можно в любом возрасте.

Я раскрашу мир!
Несколько уроков мы изучаем какую-то тему. Скажем, тему “мебель”. Распечатываем на принтере картинку-раскраску комнаты, наполненной всевозможной мебелью. Каждое занятие учим три слова. В конце урока обязательно разрисовываем ту мебель, которую “изучили”. Когда тема будет исчерпана, а вернее, выучена, ребенок наглядно увидит результат своего труда. Перед ним будет полностью раскрашенная картина. Малыш сделает вывод: “Ах, вот сколько я слов уже знаю!”

Ты веселый звонкий мяч...
По картинкам вы учите 3—4 слова. А потом берете мяч и начинаете игру. Называете слово по-русски и бросаете мяч ребенку, он называет слово на иностранном.

Как спланировать домашний “урок”?
Начинать лучше всего с обсуждения картинок в книжках, затем можно порисовать (сделать аппликацию), после творческих занятий хорошо провести с малышом пальчиковую гимнастику на иностранном языке или спеть ему песню. Завершать домашний “урок” лучше всего развивающей игрой, в которой будут использоваться игрушки.

Свет мой, зеркальце, скажи...
Это упражнение-игра позволяет легко запоминать названия частей тела. Показываете на свой нос (глаз, рот...), пусть ребенок повторяет движения и называет на иностранном языке ту часть тела, на которую вы указываете.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter