Чужой боли не бывает.

Татьяна КОМАРОВСКАЯ помогла вывести многих домохозяек в люди, стояла у истоков создания первых общественных приемных и своим примером научила женщин не бояться круто менять жизнь.

Октябрь 1996 года. Покров Пресвятой Богородицы. Впервые на республиканском уровне празднуемый в нашей стране День матери. И, пожалуй, главное на тот момент событие для большей части активисток еще совсем молодого Белорусского союза женщин — открытие первого в стране центра социальной поддержки женщин. Пилотный проект, аналогов которому на то время не было ни в одном из государств бывшего Союза. Заканчивался XX век, но по-прежнему огромное количество представительниц прекрасного пола с дипломом в кармане были вынуждены трудиться за копейки на заводах, в школах, магазинах или сидеть дома с детьми. У безработицы тогда было уж чересчур женское лицо. Мужской мир неохотно впускал в свои владения тех, кого привыкли считать жрицами трех “к” — “кюхе, киндер, кирхе”. Да и “жрицы”, надо сказать, не особенно стремились влиться в стремительно меняющееся “сегодня” из ленивого и стабильного “вчера”...

Для председателя БСЖ Тамары Дудко (о ней мы подробно рассказали в выпуске “Семьи” за 15.10.2011) и ее верной помощницы директора новоявленного центра Татьяны Комаровской фраза “женщина — тоже человек” звучала как издевка. Но что поделать, если и в конце 90-х это приходится доказывать! Они доказали. Прежде всего самим себе. А еще — многочисленным посетительницам этого самого центра, большинство из которых через несколько месяцев интенсивных занятий флористикой, вязанием, иностранными языками, после обучающих семинаров и уроков по освоению компьютера не только умудрялись открыть свое дело, найти высокооплачиваемую работу, но даже... спасти семью от развала!
— Никогда не забуду свой первый рабочий день в центре. Только расположилась в начальственном кабинете, как на пороге появляется гостья — разведенная женщина, мать двоих детей. “Помогите, — говорит, — нам есть нечего. Если я сегодня не найду денег на ужин, нам с малышами лучше выброситься из окна, чем терпеть такую жизнь!” — рассказывает Татьяна Геннадьевна. — Помню, как у меня внутри все сжалось от ужаса: такая безысходность была в глазах этой еще молодой минчанки... Вообще, надо сказать, для нашего общества в то время это была весьма характерная картина: уставшая, измотанная женщина, на шее которой сидит муж, за юбку держатся дети, а в обеих руках у страдалицы еще и по сетке с продуктами. Муж посидел-посидел и — перепрыгнул на чью-то другую шею. Он же слабый. Ранимый человек. Его тонкая душевная организация не выдерживает грубости этого несовершенного мира. А женщина — осталась. Она же сильная. Она все выдержит. Потому что есть дети и хозяйство. И потому что нет алиментов... Я отвезла эту несчастную к себе домой, нагрузила ее картошкой, крупами, сахаром, овощами и взяла с нее слово, что больше ни о каких глупостях вроде выпрыгивания из окна она и думать не будет, а накормит ужином детей и завтра придет к нам в центр. Будем решать, как жить дальше. Она пришла. К ее проблеме подключились работники благотворительных фондов. С течением времени женщина закончила необходимые курсы и нашла себе занятие по душе, стала неплохо зарабатывать. Это была первая победа центра, а впереди их было великое множество!

Наверное, именно эта история натолкнула активисток БСЖ на мысль о необходимости разработки на базе центра проекта для безработных женщин с высшим образованием. Впоследствии он получил международный статус, был выделен грант немецкой стороной, которую представлял журналист, политолог, директор московского фонда Розы Люксембург Петер Линке. Но, всеми силами стараясь вывести “зашоренных” домохозяек в люди, работники центра не забывали и о главной составляющей женского счастья — семье. После развала Союза волна разводов и неурядиц в быту достигла своего апогея. Многие психологи связывают это явление прежде всего с тем, что люди утратили веру в будущее, озлобились. Экономический кризис начала 90-х поставил под удар благополучие многих семей, и те, кто всю свою сознательную жизнь верили в светлое завтра, вдруг поняли, что надо учиться выживать. Но беда не ходит одна. И вот уже вслед за проблемами на работе появляются проблемы в семье...
— В только что открывшийся кабинет психологической помощи и реабилитации приходили женщины, мужчины. Просили помочь вернуть мужа, помириться с женой. Одна дама сначала посещала занятия с психологом в гордом одиночестве, но что-то все равно в ее доме не ладилось. И тогда специалист попросила привести на консультацию мужа. Проходит несколько дней. Я сижу в своем кабинете, и тут в дверь врывается крупный мужчина с криком: “Где ваш директор?” Я подумала: ну все, убивать пришел. Говорю дрожащим голосом: “Это я...” — и мысленно возношу молитвы. А он вдруг ласково так, проникновенно: “Ой, спасибо вам и вашему центру! Вы же мою семью спасли, мы на шаг от развода были...” — улыбаясь, рассказывает Татьяна Геннадьевна.
Сегодня годы работы в центре она вспоминает как одни из самых счастливых:
— Несмотря на то что до прихода на должность директора я четырнадцать лет проработала в БГУ и делать такой крутой поворот на жизненном пути было очень страшно, в итоге я получила то, о чем, наверное, мечтает каждый человек, — возможность самореализации и  счастье видеть плоды своих дел. К сожалению, обстоятельства сложились таким образом, что мне пришлось уйти с полюбившейся работы. Я очень переживала, зато моя семья — муж и двое сыновей — была счастлива. Так что даже в этих обстоятельствах нужно было признать: все, что ни делается, — к лучшему!
После ухода Татьяны Геннадьевны центр возглавили другие люди. Но, видно, что-то не срослось. Наверное, в дело нужно вкладывать душу, а не только составлять бизнес-планы. Татьяна Комаровская это понимала и умела...
Радует одно: идеи, с которыми когда-то пришли в центр неравнодушные к чужим бедам люди и которые успешно реализовывались на протяжении многих лет, не погибли. Правопреемниками канувшего в Лету проекта стали усовершенствованные территориальные центры соцподдержки населения, многочисленные кружки и клубы в отдельно взятых районах. Так что дело, которому посвятили годы жизни Татьяна Комаровская и ее команда, живет и по сей день.
— Татьяна Геннадьевна, столько соотечественниц могут сказать спасибо вам и БСЖ за возможность получить образование, работу, самореализоваться как личность. Но как вы сегодня оцениваете роль женщины в современном обществе? Почему, несмотря на то что нам дан зеленый свет, чтобы “выйти из сумрака”, на белорусском политическом небосклоне по-прежнему в основном только мужчины? Почему так мало представительниц прекрасного пола на высоких должностях, в правительственных кругах?
— На то есть множество причин, главная из которых все же, на мой взгляд, в историческом предназначении женщины: она прежде всего жена и мать, а уже потом начальница, директор, министр. Это мужчина может сутками не видеть своих детей и жену, проводя дни и ночи на работе в попытках решить глобальные проблемы человечества. Разве женщина себе такое позволит? Хотя не исключено, что она могла бы на раз-два справиться с теми задачами, которые государственные мужи решают годами. И еще один аспект. Женщины могут быть намного мудрее, дальновиднее и предприимчивее мужчин. Однако их подводят эмоции. Ради достижения большой цели мужчины могут объединиться даже со своими “заклятыми друзьями”. Чего не скажешь о женщинах. Нет, не считаю, что женщины не умеют дружить. Просто в нас меньше единства, сплоченности. Мы в первую очередь ориентированы на семью — свой главный маленький мирок. И большой мир нам не слишком важен. Но скажу так: все равно этот земной шар вращают женщины. Потому что для нас не бывает чужой беды. Может, мы не мыслим глобально, не стремимся учить человечество, как жить. Зато мы делаем свои маленькие полезные дела. И еще большой вопрос, что важнее...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter