Чужое имя по сходной цене

В Беларуси набирает обороты явление интеллектуального рейдерства

К вещам под марками «Adedas» и «Dolce Cabbana», ароматам «Lacosto» или часам «Zeko» сегодня многие относятся весьма спокойно. То, что контрафакт занял прочные позиции на рынке, давно никого не удивляет. Потребитель сам выбирает: раскошелиться на настоящую фирменную вещь, купить товар отечественного производителя либо предпочесть недорогую азиатскую подделку. Как говорится, хозяин – барин… Однако контрафакт контрафакту рознь. Сегодня в Беларуси набирает обороты другое явление – «интеллектуальное рейдерство»...

В нашей стране произошла история, которая подрывает авторитет производителя с известным именем. Своеобразие дела заключается в том, что в ходе конфликта столкнулись интересы российских фирм и белорусского дельца… ООО «Хатбер-М» и ООО «Стамм» — одни из крупнейших игроков на российском канцелярском рынке, работают с середины 90-х прошлого века, тогда же были и зарегистрированы торговые марки «Hatber» и «СТАММ». Школьные тетради и блокноты, краски и пластилин, записные книжки и папки под этой маркой в Беларусь поставляет официальный дилер компании. Кстати, по оценке экспертов, продукция ООО «Хатбер-М» занимает около 40 % в импортном сегменте бумажно-беловых изделий. И уж точно руководители компаний никак не ожидали, что однажды попадут в сети белорусских интеллектуальных пиратов…

По словам заместителя генерального директора по экономике ООО «Хатбер-М» Андрея Кезина, полгода назад у торговой марки в Беларуси появились новые «хозяева». «Мошенники» зарегистрировали на свое имя ряд знаков, до степени смешения схожих с товарными знаками ведущих российских производителей, и таким образом стали единственными легальными производителями и поставщиками продукции, маркированной знаками «Laplandia», «Hatber», «CTAMM» и «GMV»…

Эксперты ведущей белорусской юридической компании «Власова, Михель и партнеры» констатируют: к сожалению, в последние годы в нашей юридической системе встречается масса подобных прецедентов. Физические лица сознательным образом регистрируют на свое имя товарные знаки крупных зарубежных производителей, не пользующиеся правовой охраной в Беларуси. Как правило, единственной целью такого поведения является получение потенциальной выгоды. Попросту говоря, интеллектуальные рейдеры предлагают владельцам выкупить собственное «имя». Ведь без него на рынок не сунешься. Некоторые производители соглашаются с требованиями таких «пиратов», предпочитая не ввязываться в неприятный процесс выяснения отношений и просто откупиться, другие же ведут себя более принципиально и отстаивают свои права.

Однако дело в том, что в отношении товарного знака действует принцип его территориальной охраны: если он зарегистрирован в одном государстве, это еще не обеспечивает ему правовой охраны за рубежом. Между тем у российской компании-производителя и ее дилера, строго говоря, нет обязательств регистрировать свой торговый знак в Беларуси перед началом импортных поставок.

Единственная разумная цель, с которой иностранным производителем осуществляется зарубежная или международная регистрация знака, – это защита собственного товара и своей доли рынка от контрафактных товаров и неавторизованного импорта серой продукции. Однако зачастую иностранные компании, предпочитая сэкономить на этой доступной и недорогой процедуре, в итоге сталкиваются с куда большими убытками из-за незащищенности знака в другой стране. Это отмечают и специалисты Национального центра интеллектуальной собственности. Выходя на внешние рынки, говорят они, не стоит надеяться на авось. Ведь воруют в первую очередь то, что «плохо лежит». А вынести вердикт о недобросовестной конкуренции может Департамент ценовой политики при Министерстве экономики. Пока по данному факту проходят заседания Апелляционного совета при Национальном центре интеллектуальной собственности.

Чем в итоге закончится «спор», покажет время. Однако радикально делить стороны на «белых и пушистых» и «злодеев» также нельзя. Все-таки серьезный бизнес требует серьезного подхода. И уповать на то, что сегодня Беларусь и Россия являют собой единое экономическое и юридическое пространство, как подумалось руководителям российских компаний, не следует. Однозначно, внимательное знакомство с белорусским законодательством в свое время смогло бы сэкономить сегодня пострадавшей стороне не только нервы, но и деньги…

Специалисты компании «Власова, Михель и партнеры» отмечают: по проблеме подобного «пиратства» уже наработана определенная практика. Хотя само по себе оформление физическим лицом на свое имя зарегистрированного за рубежом знака нарушением законодательства не является. Юристы-практики в свое время выдвигали предложения по внесению изменений в Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания», а именно: чтобы правом регистрации торгового знака обладали только юридические лица. Ведь товарный знак, являясь средством индивидуализации товара и услуги, представляет собой феномен коммерческого оборота, в котором гражданин, не являющийся предпринимателем и не производящий товары, не может иметь какого-либо интереса, кроме, разумеется, наживы. Однако пока белорусское законодательство это предложение не учитывает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter