Чужим не рады

Международный день мигранта отмечает ООН 18 декабря. Памятный день учредили еще в 1990 году, но только с 2004-го стали говорить о нем широко. А сейчас уже и напоминать не надо: сегодня в ЕС (да и в США, например, тоже) день мигранта — практически каждый день. Сегодня, когда жители Евросоюза думают о мигрантах, перед их глазами чаще всего встает картина беженцев, переправляющихся на резиновых лодках из Ливии в Италию или из Турции в Грецию, или беженцев, бредущих по железнодорожным путям через Сербию до границы с Венгрией, которая на крепком замке. Картины эти, актуальные для дня сегодняшнего, вызывают раздражение и меняют правительства. Но мне все время хочется напомнить о том, что мигрантами были великий физик Альберт Эйнштейн, бежавший от Гитлера, и великая актриса Марлен Дитрих, вдохновлявшая американских солдат на войну с Гитлером и родной для нее страной. Мигрантами были родители выдающегося французского футболиста Зинедина Зидана, которые не призывали алжирцев к войне с Францией, но воспитывали своего мальчика так, чтобы он нашел свое место на новой родине. Но не всегда новая родина бывает добра к своим новым детям, в наши дни чаще — наоборот. 

фото рейтер

Посмотрите, что происходит сегодня в ЕС. В Германии канцлер Ангела Меркель, смело (но, как оказалось, не слишком продуманно) заявившая “Мы справимся!” и принявшая за один год более миллиона беженцев, проиграла не только выборы (хотя формально, конечно, выиграла, но это худший показатель для ее партии со времен Второй мировой, когда мир захлебывался, но действительно справился с наплывом беженцев), но и первые переговоры по созданию коалиционного правительства. Из-за того, что огромное число немцев не готовы принять в своей стране “чужих”, крайне правая партия “Альтернатива для Германии” стала третьей политической силой в стране. Большое число сторонников этой партии — из восточных регионов Германии, тех, которые раньше были ГДР. Они не помнят (или, скорее, не хотят), как их соотечественники бежали через Берлинскую стену. Добегали не все, и за смерти у Стены последний Генеральный секретарь ЦК СЕПГ Эгон Кренц (открывший, между прочим, свободный и беспрепятственный проход через эту самую стену — вот где ирония истории и его личной судьбы) сидел в тюрьме Моабит. Я с ним разговаривала, у него до сих пор болит. 

Германия уже продолжительное время депортирует афганцев, которые просят убежища, на родину, мотивируя это тем, что Афганистан — страна, безопасная для жизни. А сейчас, без объявления победы над ИГ в Сирии, начали депортировать просителей убежища и туда — теперь ведь и там безопасно, не ищите счастья в ЕС. 

Европейская комиссия подала в суд на Венгрию, Польшу и Чехию за то, что эти страны отказываются принимать у себя мигрантов, которых к ним по квотам пытается отправлять ЕС. Речь идет даже не о тысячах — о десятках, от силы сотнях. Но — нет, гордые венгры, поляки и чехи, отстаивающие чистоту нации и веры, не хотят видеть у себя чужих. А ведь сколько их — венгров, поляков и чехов — расселилось по свету, став в свое время беженцами. Всемирно известные писатель Милан Кундера, режиссер Милош Форман и хореограф Иржи Килиан так и не возвратились на родину. Возможно, потому, что обрели новую. 

В Ливии работают рынки рабов. Как в давние темные времена. Продают и покупают тех людей, которые пытаются выехать (в данном случае — выплыть) в ЕС за лучшей долей. Евросоюз закрывает на такое глаза, потому что в этом случае его цели совпадают с работорговцами: главное, чтобы эти люди до европейских берегов не доплыли. При Каддафи они жили и работали в своей стране. Но Каддафи нет. И ЕС приложил к этому руку, оружие и самолеты. Как приложил все то же самое к Афганистану и Сирии. Но нести ответственность за это и принимать у себя людей, бегущих от войны, в которой ты принимаешь участие? Так ведь и свое благополучие можно растерять.

sbchina@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter