«СГ» постоянно пишет о производстве сельхозтехники. За последние семь лет только наши сельхозмашиностроители произвели ее на сумму свыше 24 миллиардов долларов, из них почти на 8 миллиардов переоснастили свое сельское хозяйство, а две трети продали на экспорт. МТЗ на территории СНГ по-прежнему остается лидером. В прошлом году выпустили 32,689 единицы техники, продали 33715, из них более 90 процентов на внешние рынки.
Экспорт зерноуборочной техники вырос на 44,8 процента. Важно, что наши комбайны, продаваемые в России, производят местные заводы с высокой степенью локализации.
И российское производство сельхозтехники за счет субсидий и девальвации рубля не только встало с колен, но и побежало. Если в 2014-м ее выпустили на 32,6 миллиарда рублей, в 2015-м — на 44,7, то в прошлом уже более чем на 100 миллиардов рублей. Доля собственных комбайнов, тракторов, сеялок и прочих сельхозмашин на внутреннем рынке выросла до 54 процентов. Как видим, российские производители напористо вытесняют иностранцев, в том числе и нас.
Но интереснее ситуация в Казахстане. Стране надо развивать производство… «Джон Диров», «Векторов» и «Клаасов». Почему? Потому что их начали собирать в республике, и локализация достигла 50 процентов. А раз она так высока, то это по формальному признаку уже отечественное производство, и оно вправе рассчитывать на субсидии. Которые уйдут на зарплату канадских, немецких и прочих рабочих, производителей, содержание их экономики.
Что говорить, ни в одной стране мира такого нет. Поэтому казахские аграрии и некоторые политики открыто обсуждают интересные вопросы: кому выгодно субсидировать иностранную сельхозтехнику? Почему деньги налогоплательщиков и самих же крестьян выводятся за границу через дилерские центры? Почему никто не хочет инвестировать в производство сельхозтехники на территории Казахстана? И приходят к выводу: необходимо собственное производство. Его и субсидировать.
Ведь рынок сельхозмашин в ЕАЭС огромный. Несмотря на радужные отчеты производителей стран ЕАЭС, он еще довольно голоден. Каждый при желании и разумном подходе найдет свой кусок пирога. В перспективе можно начинать говорить и о некоем едином бренде.
germanovich@sb.by