Чужие пьяницы – смех, свои – стыд

Александр Лашин: «Плодово-ягодные крепленые вина занимают 57 % в общем объеме произведенной алкогольной продукции»

О том, как выполняются положения Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на   2006—2010 гг., журналист «Р» беседует с заместителем Генерального прокурора Беларуси Александром ЛАШИНЫМ.

Коли  пир,  так  пир  горой

— Давайте, Александр Михайлович, обратимся к явлению, анализируя которое сломали немало перьев и журналисты, и писатели, а оно никак не сдает своих позиций. Может, все дело в менталитете, в пресловутой славянской душе, о которой хорошо сказал известный русский писатель А. К. Толстой? Помните: «Коль просить, так всей душой. Коли пир, так пир горой». Эти строки написаны почти полтора столетия назад, а не потеряли своей актуальности. Вы согласны?

— В самом деле, пьянство и алкоголизм оказывают все более возрастающее негативное влияние на состояние правопорядка в нашей стране, а потребление спиртных напитков за последнее десятилетие приобрело устойчивый и массовый характер. В 2008 году по сравнению с предыдущим количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, выросло. Злоупотребление алкогольными напитками явилось причиной совершения не только корыстных преступлений, но и преступлений, направленных против жизни и здоровья граждан.

Кто  к  наркологу  на  новенького?

— Наверное, это вызвало и приток пациентов в наркологические учреждения?

— Число лиц, наблюдаемых наркологической службой, из года в год растет. Так, если на начало 2007 года количество наблюдаемых составляло 275 508 человек, то в минувшем году их было уже 282 776. За этот же период количество лиц, состоящих на учете в связи с хроническим алкоголизмом, выросло со 177 188 человек до 179 586.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что пьянство и алкоголизм по масштабам своего распространения, размерам ущерба, причиняемого здоровью населения и экономике страны, представляют серьезную угрозу общественной стабильности и благополучию нации.

Складывающаяся ситуация во многом обусловлена ненадлежащим исполнением требований Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006—2010 годы на уровне областей, районов, сельских Советов, трудовых коллективов.

— Пир горой можно во многом преодолеть, если найти подход к лицам, злоупотребляющим спиртным. Не случайно одним из важнейших мероприятий, предусмотренных государственной программой и направленных на социальную адаптацию лиц, освобожденных из учреждений, осуществляющих принудительное лечение по решению суда, является их трудоустройство.

— Принятие дополнительных мер по трудоустройству возложено государственной программой на областные исполкомы и Минский горисполком. Однако не все исполкомы уделили должное внимание разрешению данной проблемы. Так, в мероприятиях Гродненского облисполкома по реализации государственной программы дополнительные меры по трудоустройству лиц, страдающих алкоголизмом либо освобожденных из лечебно-трудовых профилакториев, не предусмотрены. Не является случайным то обстоятельство, что в Гродненской области 65 % лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, не работали и не учились.

В большинстве областей отсутствуют реабилитационные центры по оказанию помощи лицам, страдающим хроническим алкоголизмом. Между тем эффективность таких центров доказана результатами работы стационарного наркологического отделения для лечения и реабилитации лиц, страдающих зависимостями. Он открылся в Гродненской области почти два года назад на базе УЗ «ГОКЦ «Психиатрия — наркология».

По мнению врачей-наркологов, будущее именно за такими реабилитационными центрами, где при лечении больных используется комплексный подход. Однако действенных мер по созданию указанных центров, необходимость в которых существует в каждом районе, местные исполнительные и распорядительные органы власти не принимают.

О пункте,  который  не  выполняется

— Пунктом 10 анализируемой нами государственной программы предусматривается сокращение объемов производства вин плодовых крепленых ординарных до 10 процентов в год. Выполняется ли это требование?

— Анализ информации, предоставленной концерном «Белгоспищепром», свидетельствует о том, что указанный пункт государственной программы в целом не выполняется.

Количество предприятий, занимающихся в нашей стране производством плодово-ягодных вин, сократилось в 2007 году по сравнению с предыдущим с 79 до 68. В то же время производство данной продукции выросло на 6,7 %.

В минувшем году объемы производства такого вина уменьшились где-то на 5 процентов. Снижение обеспечено в основном за счет винодельческих предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Белкоопсоюза. В то же время аналогичные предприятия, входящие в систему областных предприятий пищевой промышленности (подчиняющихся облисполкомам), выпуск вин рассматриваемой категории снизили в целом лишь на 2 процента. А вот предприятия, входящие в КУП «Гомельоблпищепром», не только не снизили выпуск дешевых крепленых вин, но и начиная с 2006 года наращивали их производство.

В целом по республике плодово-ягодные крепленые вина занимают 57 % в общем объеме произведенной алкогольной продукции. Непринятие областными и районными исполнительными комитетами действенных мер по выполнению требований п. 10 государственной программы по сокращению выпуска плодово-ягодных крепленых вин, отличающихся низким качеством, является одной из причин слабой эффективности профилактики пьянства и алкоголизма.

Арсенал  не  вчерашнего  дня…

— Скажите, Александр Михайлович, насколько эффективны давно действующие в трудовых коллективах, исполкомах комиссии по борьбе с пьянством? Не являются ли они арсеналом вчерашнего дня?

— Прокурорские проверки показывают, что в тех районах, в которых райисполкомы вопросам создания и работы указанных комиссий уделяют серьезное внимание, их деятельность приносит положительные результаты.

Примером может служить комиссия по борьбе с пьянством, созданная в ОАО «ГродноХимволокно». За 6 лет ее работы количество нарушений трудовой дисциплины в трудовом коллективе предприятия снизилось с 218 до 53. Деятельность комиссии способствовала созданию на предприятии системы профилактических мероприятий, направленных на повышение производственной и бытовой дисциплины, борьбы с пьянством и алкоголизмом на производстве и в быту.

А вот в Гомельской области большинство из 847 комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом осуществляют свою работу формально. Хуже всего их работа организована на сельскохозяйственных предприятиях. В Ельском, Кормянском и Лоевском районах  комиссии по борьбе с пьянством до недавнего времени вообще не создавались.

Каков  кпд  органов  внутренних  дел?

— Успех в борьбе с пьянством и алкоголизмом во многом предопределяют наступательные, целенаправленные усилия органов внутренних дел. А как оценивает эти усилия Генеральная прокуратура?

— Органы внутренних дел, являясь в силу возложенных на них законом обязанностей центральным звеном в структуре субъектов профилактики пьянства и алкоголизма, проделали в минувшем году значительную работу. Грешно было бы не заметить ее.

Изъято и уничтожено более 1,5 миллиона литров самогона и самогонной браги, выявлены факты незаконной реализации около 500 000 литров фальсифицированных спиртных напитков, этилового спирта и спиртосодержащих жидкостей. Всего изъято из незаконного оборота более 2 миллионов литров данной продукции и пресечено около
10 000 фактов незаконной реализации алкоголя. Привлечено к административной ответственности за распитие в общественных местах алкогольных напитков и появление там же в пьяном виде около 150 000 правонарушителей.

Апробирована и в настоящее время проводится в различных регионах акция «День трезвости». В то же время в работе органов внутренних дел выявлены серьезные недостатки, отрицательно влияющие на эффективность мероприятий по профилактике пьянства и алкоголизма. Анализ правоохранительной практики свидетельствует о том, что основной причиной совершения 65 % преступлений на почве бытовых конфликтов является пьянство, а в ряде случаев — хронический алкоголизм одного из членов семьи, как правило, главы семейства. Из 1685 лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения на почве бытовых конфликтов, на профилактическом учете по системе «Быт» состояли только 210 — всего лишь 12 %.

Проверки показали, что профилактическими мероприятиями охвачена незначительная часть граждан, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками и совершению в нетрезвом состоянии насильственных преступлений. Большая же часть их остается вне поля зрения органов внутренних дел и попадает на профилактический учет только после совершения преступлений.

Хотелось бы отметить важность профилактической работы участковых инспекторов и других оперативных работников. Но не все участковые инспекторы в достаточной мере владеют обстановкой на обслуживаемых административных участках и располагают информацией о лицах, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками и совершению на этой почве преступлений. Особенно неблагополучная ситуация по данному вопросу складывается в сельских районах.

Недавно на заседании коллегии Генеральной прокуратуры мы выработали конкретные организационные и практические мероприятия, направленные на повышение качества и эффективности прокурорского надзора по рассматриваемому вопросу, а также роли прокуроров в координации деятельности субъектов профилактики пьянства и алкоголизма. Надеемся, что они дадут весомые результаты.

Несколько переиначив поговорку, скажу так: чужие пьяницы вызывают смех, свои — стыд, и не только. У органов прокуратуры, других правоохранительных и исполнительных органов все пьяницы свои, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не удастся нам сообща их направить на праведный путь, придется из-за них раз за разом краснеть. Чтобы это случалось как можно реже, надо действовать, добиваясь неуклонного выполнения жизненно важной государственной программы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter