Чужие глаза

Часть № 3. Из серии «По встречной полосе»
Часть № 3. Из серии «По встречной полосе»

Замечали ли вы, что иногда совсем чужие глаза глядят на нас теплее и участливее даже тех, которые привычно рядом? Или что еще причудливее: хотят поделиться своей печалью?


Если нет, то расскажу одну простейшую историю, которая случилась со мной нынешней осенью.

В эти дни, когда медики со всех сторон говорят об опасности погрузиться в такую болезнь как депрессия, постарался просто, как бы вроде эксперимента, повнимательнее вглядываться в глаза тех, с кем общаюсь. Вдруг нужна будет моя помощь. Чуть позже поймете, почему решил взять на себя эту миссию, а пока обо всем по порядку.

* * *

Те, кому часто приходится ездить по витебской трассе, наверняка оценили подарок белнефтехимовцев, построивших рядом с заправкой современное кафе с симпатичным названием «101-й километр».

Подкрепившись здесь кофе и чебуреком, направился к своей «Тойоте», чтобы продолжить путь на северо-запад. Возле моей машины орудовала девчонка с совком и метелкой. Даже в униформе фигурка ее выглядела замечательно. Но когда несколько искоса глянула, чуть не ахнул. В нежных, бирюзовых глазах было столько тоски и скорби, что — хоть «скорую» вызывай человеку…

Моя немолодая «подружка» уже выкатила за Бегомль и набрала скорость, а передо мной все еще стояли глаза той девчонки. Кто она? Как оказалась здесь? Может студентка подрабатывает? А если местная? Надо бы заговорить. Может и правда нужна человеку помощь.

В гостях я не собирался быть долго и потому решил, что у меня есть шанс исправить ситуацию на обратной дороге. А пока на заднем сиденье  загадочно улыбался крупный плюшевый мишка. Его я вез Алене, своей, как я ее называл,  крестнице и которая, даже уже будучи вполне состоявшейся женщиной, любила игрушки. Ничего более путного, кроме еще, разумеется, цветов, я не придумал ей в подарок на день рождения.

Встречи с ней и ее родителями, простыми и очень трудолюбивыми людьми, всегда проходили по-дружески тепло и искренне. Я уже предвкушал, как ее мать Мила будет угощать своим фирменным блюдом — запеченным в фольге линем (все имена семьи немножко изменены). Хорошо готовить эту рыбу умеют немногие. Мила — великий мастер по этой части. А еще у нее бесконечно вкусное варенье из черноплодной рябины.

Однако, готовясь к встрече с этой замечательной семьей, не мог не вспомнить и тот день, когда мне пришлось с большим трудом отвести Алену, тогда еще незамужнюю девушку, от роковой черты…

Тогда по дороге к себе на хутор, где собирался порыбачить, все-таки решил заскочить на десяток минут в райцентр и навестить друзей. Однако, как оказалось, Мила с Казимиром, своим супругом, уехали на выходные в соседнюю Латвию. Алену же застал, как говорится, всю на взводе. Глаза горят, губы плотно сжаты. Она явно что-то задумала. Меня не обманешь, — я понял, что именно. Ударил по лицу, усадил на диван и приказал: «Рассказывай!..»

Банальная история. Ее бросил друг, возможно, беременную. В шестнадцать лет такое нередко воспринимается как трагедия. Вот и Алена решила, что жизнь ее больше не имеет смысла. Намеревалась наложить на себя руки. Благо, — озеро почти под носом, родителей нет…

Боже, как же я старался не переиграть! Рассказывал истории из своих отношений с женщинами, врал, сочинял всякие были и небыли. В итоге заставил успокоиться, а затем даже и вымучить из себя улыбку. Оставить одну ее сейчас я не рискнул. Упросил поехать со мной на дачу, помочь приготовить шашлык. Дал Алене слово, что родителям ее не расскажу о случившимся. С тех пор и называю ее своей крестницей.

Очень сожалел, что не мог приехать спустя два года на ее свадьбу. Тогдашний президент Федерации футбола Беларуси Евгений Феликсович Шунтов меня и еще одного члена дисциплинарного комитета взял с собой на открытие нового офиса УЕФА. Мы там хорошо поработали и отдохнули. Тогда Мила и Казимир немного обиделись на меня, но мало-помалу наши отношения выпрямились. О нашем же секрете с Аленой мы никогда не вспоминаем.

И только сейчас, когда вручал ей плюшевого мишку и цветы, она дольше обычного задержала мою руку в своей… Увидел ее глаза. Чужие, но бесконечно благодарные.

На другой день заехал к себе на хутор и прошел по берегу. Рыбачить не собирался, ибо волны с севера накатывали свинцовыми барашками с белыми гребешками. Рыбаки знают, что в такую погоду лодка может набрать воды и утонуть. В такую пору здесь, понятно, тоскливо и мрачно. Впору впадать в депрессию. Но господь миловал. Никогда не испытывал подобное состояние. Сейчас, бредя по тусклому берегу, почему-то вспомнил ту девчонку возле кафе «101-й километр». Как она там? Ведь депрессия, что бы там ни говорили медики и психологи, это когда на наше будничное обычное жизненное состояние вдруг выкатывается со встречной полосы большая туча из разочарований и несбывшихся надежд. Да так сильно, что ты почти физически ощущаешь это столкновение.

Но нет такой тучи, за которой не сияло бы солнце. Надо только дождаться перемен!

Случаются, конечно, и непоправимые вещи. Я был опечален, когда прочитал, что один из любимейших мною актеров Робин Уильямс по одной из версий покончил с собой в своем доме из-за депрессии. Но вот на днях его супруга Сьюзен Уильямс заявила, что депрессия была лишь одним из симптомов и очень малым, а другая болезнь способствовала развитию обостренного чувства тревоги, появлению галлюцинаций и нарушению моторики. Известна она, как «деменция с тельцами Леви». Иными словами — это приобретенное слабоумие. И не шутки — по всему миру ею страдают более миллиона человек, а поставить диагноз такой болезни зачастую оказывается сложно.

Недавно в нашей белорусской прессе было сообщение о том, что суд признал вменяемой гомельчанку, которая утопила в ванной двух своих малышей. Затем одела, уложила в постель и вызвала милицию. На суде сидела с загадочной улыбкой. Чем больна она? Как определить симптомы и попытаться вылечить таких людей? И возможно ли это вообще?

Пара лебедей, оставшаяся здесь зимовать, заметила меня с другого берега и, пересекая волны, торопилась подкормиться. Напрасно! Карманы были пустыми. Да и сам проголодался. Покинул пустынный берег и забрался в «Тойоту». Водитель я осторожный и в меру дисциплинированный, но все же какая-то сила торопила меня к «101-му километру». Однако и здесь ждало разочарование. Сегодня работала другая смена. «Моей» девчонки не было. На стоянке «отдыхали» несколько автобусов и пара маршруток. Людей в кафе было полно. Зачем отрывать персонал расспросами от дела? Заеду в следующий раз и очень надеюсь еще встретить ту девчонку в униформе с совком и метелкой в руках. Может быть на этот раз она улыбнется, а глаза засветятся по-иному? Если же нет, то сделаю все невозможное, но помогу ей…

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter