О зарубежных гастролях наших театров

Чужая «Свадьба»

Любым зарубежным гастролям наших театров радуюсь, как ребенок...

Любым зарубежным гастролям наших театров радуюсь, как ребенок. Хотя никакого прямого отношения к ним не имею. Просто счастлив за людей, что мир посмотрят, себя покажут.


Не знаю, изменилось ли что–то в гастрольных вояжах с советских времен или по–прежнему гастролеры судорожно экономят суточные, запасаются в поездку салом и скромно варят при помощи кипятильника суп из концентрата в гостиничном номере, чтобы хоть как–то сэкономить и привезти домочадцам альбом репродукций Марка Ротко или Казимира Малевича.


И без того уже обласканный европейским зрителем спектакль «Свадьба» Национального академического театра им. Я.Купалы снова засобирался в дорогу. На этот раз в Румынию. На международный театральный фестиваль в городе Сибиу в Трансильвании. Не побоявшись вампиров и возможных последователей графа Дракулы (по мне — вампирские привычки не страшнее театрального закулисья), труппа выступит за границей 11 и 12 июня. А после — в Москве, на Международном театральном фестивале имени А.П.Чехова на сцене театра им. Моссовета. Постановку уже показывали на этом форуме в 2010 году, так что нынешний тур нечто вроде поездки на бис.


Вот что странно: спектакль, и до этого активно выезжавший на гастроли во Францию, Грузию, Украину, Испанию, Азербайджан, в Беларуси не увидеть. Он, как корабль–призрак «Летучий голландец», бороздит где–то чужие просторы и не может пристать к родному берегу. В чем тут загвоздка? Уже продолжительное время его нет в афише театра им. Я.Купалы. Растасканная в узких кругах на цитаты «Свадьба», по–моему, так и не получила ни одной стоящей награды у себя на родине.


Думаю, дело в том, что Чехов, предложенный режиссером Панковым, в этом году представляющим, кстати, на Чеховском фестивале премьеру «Синдром Орфея», оказался чуть смелее, эксцентричнее, чем у нас принято ставить. Зритель в этом действии не узнал спектакля. И когда схлынули восторги, ответил на «Свадьбу» недоумением, ледяным молчанием и, скорее всего, не очень хорошими кассовыми сборами. Вот она — незатейливая правда жизни.


Не знаю, с каким синдромом — Орфея или «человека в футляре» — мы имеем здесь дело. Может быть, с синдромом усредненного восприятия, укоренившимися культурными стереотипами. Произнеси фамилию Чехов — и любой зритель, хоть ночью его разбуди, навскидку назовет целый набор ассоциаций: пенсне, звук лопнувшей струны, колдовское озеро, пропала жизнь. Ничего этого в «Свадьбе» Панкова, построенной на контрастах, не было. Там есть азарт, кураж и чистое хулиганство, в котором старая и новая актерская школа мерились силами и пытались сыграть посмешнее. Весь спектакль — как один сплошной гротескный сон. «Давай–ка ты без абстракций», — ответил на все это строгий купаловский зритель. Если его десятилетиями приучали к стерильному и четко выверенному по трафаретам Чехову, нет ничего удивительного в том, что постановку он не принял. И как после этого можно требовать каких–то экспериментов и выкрутасов?


За что «Свадьбе» отдельное спасибо — она снова продемонстрировала, что стесняться нам нечего, актеры у нас действительно экстра–класса. Могут выдерживать любые перегрузки и воплотить любой самый безумный режиссерский замысел. С яркой и броской молодежью, которой по возрасту предназначено каламбурить и сбрасывать с парохода современности любого, кто подвернется ей под руку, в спектакле гармонично существовали Зинаида Зубкова, Игорь Денисов, Геннадий Гарбук, Геннадий Овсянников. Все искренне и честно выложились в этой работе, по своему чистому актерскому максимуму, если он еще существует.


Не знаю, покажут ли «Свадьбу» когда–нибудь еще раз в Минске. Мне кажется, что спектакль уже начинают забывать, и это неизбежно. Часть молодой публики, уверен, его и не видела, довольствуясь другими чинными и благородными версиями классики без подвохов. Но убежден, что в Румынии постановку ждет успех. Вампиры будут в восторге. Но нет аншлага в своем Отечестве. Потому поднимем чашку супа из концентрата и крикнем: «Горько!»


Добрый зритель в 9-м ряду.

 

Советская Белоруссия №100 (24237). Вторник, 4 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter