Куда движется автомобильный рынок

Чуть помедленнее, прайсы

То COVID-19 отрицательно повлиял на продажи машин, затем проблемы с полупроводниками возникли, а потом и российские сборочные предприятия перешли на пониженную скорость или вовсе остановились. Что происходит?

О чем говорит скидка

Увы, цены практически на все новые автомобили поднялись очень значительно. К примеру, популярная Lada Vesta SW в комплектации Final Edition еще в феврале стоила 33 500 рублей. Сегодня в том же салоне автомобиль в комплектации Comfort продается уже за 44 900. И это, заметим, с дисконтом в 8000 от цены 52 900 рублей! У второго дилера заявленная скидка составляет всего 2020 рублей, а конечная цена автомобиля — 39 900 рублей. Как ни крути, это около 15,5 тысячи долларов за Lada по актуальному курсу. Однако! Не менее популярный Kia Rio в базовой комплектации в конце февраля стоил от 37 400 рублей, а сегодня — 48 000. Получается около 18,5 тысячи долларов за неплохой, но все-таки «бюджетник».

В февральском прайсе дилера стоимость базового Polo Origin равнялась 38 390 рублям, а сегодня в соответствующей позиции видим 50 990. Это около 19,6 тысячи долларов. И наконец, пользующийся спросом дизельный Renault Duster в комплектации City Life 28 февраля предлагали за 50 600 рублей, а сегодня за 79 900 — 30,7 тысячи долларов по курсу! С такими деньгами в салонах, предлагающих свежую европейскую «бэушку», можно уже смело подбирать интересные варианты из числа крепких премиум-брендов.

Затратный механизм

Как отмечают эксперты автомобильного рынка, подорожание автомобилей всех марок связано не только с курсом доллара, как уверены многие потенциальные покупатели. Прежде всего новые цены диктуют заводы-изготовители, а также новые тарифы на логистику. Но что мешает значительному количеству участников автомобильного рынка в определенной мере сбросить цены, как это сделал отечественный производитель, если валютный курс пришел в свое предкризисное состояние?

По мнению члена правления Белорусской автомобильной ассоциации «БАА» Сергея Вариводы, экономика «БелДжи» принципиально отличается от деятельности предприятий-автодилеров, которые импортируют машины в нашу страну. По итогам прошлого года структура рынка новых автомобилей в Беларуси на 80 % формировалась за счет их ввоза из России. Около 16 % формировал отечественный автопроизводитель. Оставшиеся 4—5 % — это ввоз из-за пределов Таможенного союза ЕАЭС. Когда Президент справедливо обратил внимание на подорожавший кроссовер оте­чественной сборки, речь шла о ценообразовании производителя. Оно довольно специфическое, считает эксперт. Машинокомплекты для производства этих автомобилей закупаются за доллары или юани, что, в принципе, одно и то же с точки зрения ценообразования. А автомобили, ввозимые дилерами из России, берутся за российские рубли. Так как при производстве отечественных Jeely ценообразование привязано к курсу доллара, готовые машинокомплекты не особо должны отличаться в закупке. Президент абсолютно прав, когда сравнивал цены: затраты, прежде всего логистические, могли вырасти, но не настолько же!

Поставщик диктует

Если мы будем рассматривать алгоритм ценообразования ввозимого автомобиля из России, то курсовая составляющая выросла, и российский рубль укрепился по отношению к белорусскому на 30 %. Так, 24 февраля курс составлял 3,34 белорусского руб­ля за 100 российских, сегодня — около 4,24. Когда в такой ситуации импортер ввозит купленный за российские рубли автомобиль, он, конечно же, оценивается в белорусских рублях с учетом повышения курса. Но дело в том, что само по себе укрепление курса российского рубля несоразмерно изменению курса доллара!

Если в Беларусь ввозятся автомобили от российских производителей или дистрибьютеров, то основное ценообразование происходит в России. Белорусские дилеры сейчас вынуждены параллельно импортировать и инфляцию автомобильной отрасли соседней страны, считает Сергей Варивода. Поэтому если автопроизводителем повышаются цены, остается только решать: или оставаться без машин, или покупать их по тем ценам, которые диктует поставщик. Что же произошло? Мы привезли сюда и так высокие российские цены, умножив их на высокий российский курс. И все это произошло на фоне относительно стабильного курса доллара. Поэтому цены на машины для покупателей выросли не только в белорусских рублях, но и в долларах — на 50—70 % в зависимости от дилера.

Продажи пикируют

С января по май нынешнего года в стране было продано 10 606 новых автомобилей, что на 41% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период, сообщили в автомобильной ассоциации «БАА». Такой результат, по мнению экспертов, связан с существенным изменением цен на большинство популярных моделей, а также с изменениями условий кредитования.

Такие тенденции характерны не только для Беларуси, но и для России и Казахстана. Более того, есть все предпосылки к тому, что ситуация быстро не выправится. Учитывая, что большинство автомобильных заводов в России существенно сбавили производственные обороты, покупатели в Беларуси уже в ближайшие месяцы могут столкнуться с дефицитом автомобилей. Все автодилеры сейчас находятся в непростом положении. В сложившейся ситуации единственным источником дохода для них остается сервис, который позволит держаться на плаву. Но при этом дилеры будут делать все возможное, чтобы он оставался таким же доступным для клиента, уверяют в «БАА».

Каковы перспективы?

При существующем объеме продаж сложно обеспечить полноценное функционирование не только региональных, но и столичных автоцентров, уверен Сергей Варивода. Получаемой выручки крайне недостаточно для существования автодилерской отрасли. Российские поставщики, не спеша и под влиянием низкого объема продаж, начали несколько снижать цены, предлагая белорусским импортерам ежемесячно скидки в размере 5—10 %. Но проблема в том, что российский рубль продолжает уверенно укрепляться. По этой причине существенных изменений в сторону понижения цен на машины, поставляемые из России, ждать вряд ли стоит. Те дилеры, которые имеют старые запасы, еще смогут себе позволить провести локальные акции по снижению цен, но их количество стремительно снижается. Однако в целом это не меняет общего положения дел на рынке.

Резервы существуют

Что касается завода «БелДжи», в январе этого года самая дешевая комплектация модели Atlas Pro стартовала от 66 900 рублей, а к маю ее стоимость уже достигала 87 400. На совещании с экономическим блоком Правительства Президент справедливо отметил: «Вы думаете, народ будет молчать?» Комитет госконтроля совместно с Министерством промышленности изучил стоимость Geely Atlas Pro. По словам председателя КГК Василия Герасимова, анализу подверглась фактическая себестоимость производства автомобилей, затраты по доставке и на обслуживание инвестиционных кредитов, а также в целом финансовое состояние предприятия. В итоге пришли к выводу, что существуют незадействованные резервы. Председатель КГК уточнил, что в марте на заводе «БелДжи» повысили цены на фоне курсовых колебаний. Но он отметил, что сейчас ситуация на валютном рынке изменилась, так как белорусский рубль укрепился к иностранным валютам. В итоге, по словам Василия Герасимова, снизить стоимость автомобилей на 15 % удалось за счет уменьшения рентабельности как самого завода, так и прибыли его сбыточных организаций-дилеров. Теперь стоимость Geely Atlas Pro белорусской сборки стартует от 73 950 рублей.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter