Обозреватель «СОЮЗа» отыскал в глухом эвенкийском селе три поколения белорусов родословная

Чумные драники

Потомки поселенцев из Бобруйска понимают язык орочон, так и не научились жить без румяных драников, а в их дворе, у самого начала амурской тайги, живет белорусский аист.

Ссыльные из Бобруйска

Нина и Николай Венглинские — третье поколение большой белорусской семьи, не по своей воле оказавшейся на Дальнем Востоке. Но этот суровый край они искренне полюбили... 
Фото Александра Ярошенко

Пыльная улица, на которой главными были беззлобные лайки, одним концом упирается в зеленую непроглядность тайги. Не доходя до ее края, глаз «спотыкается» об утопающую в цветах усадьбу. А высоко над калиткой в рукотворном гнезде сидит чернокрылый аист... Выбежавшая из дома девчонка на мой вопрос: «А дедушка дома?» — утвердительно махнула косичками и звонко крикнула: «Деда, к тебе пришли!..»

— Проходите, проходите! — улыбаясь говорит вышедший из глубины двора Николай Антонович Венглинский.
Дом Венглинских ни с чьим другим не спутаешь — только у них живет аист
Фото Александра Ярошенко
 
Усаживаемся под сенью прохладной веранды.

— Нина, иди сюда! — машет он рукой женщине в яркой кофте. Вижу, что у хозяина и подошедшей женщины одинаковые улыбки. — Это Нина, сестра моя, мы всю жизнь по–соседски живем, — поясняет хозяин.

...Их деда Бронислава Венглинского со всей его большой семьей в 1938 году признали «врагом народа» только за то, что у него была пара лошадей, а его дом на окраине Бобруйска был покрыт железом.

— Всю его семью посадили в телячий вагон и практически без остановок с самой Беларуси везли сюда, на Дальний Восток. Конвоиры открыли двери только на станции Тыгда, — поясняет Нина Антоновна. Потом они на лошадях 6 суток добирались до этого амурского края. Местом жительства Венглинским определи небольшой поселок Николаевский.

— Нас в семье было девять человек, маленькая хатка с железной печкой посередине, вокруг которой мы все спали на полу. Я спал с поросенком в обнимку. Мы с ним грели друг дружку, — горько усмехается Николай Венглинский.

Их дед Бронислав Венглинский слыл в этом таежном краю первым мастером по плетению корзин. Отец Нины Антоновны и Николая Антоновича работал заготовителем пушнины. Был человеком кристальной честности, эвенкийские охотники, сдававшие ему соболей, так и звали его — «честный Венглинский».

— Через руки отца проходили тысячи соболей, а мы жили бедно, самым большим богатством была герань на окошках, — вспоминает Нина Гаврилова.

«Лявониха» на вечной мерзлоте


Белорусы Венглинские — народ работящий и веселый.

— Жили очень трудно, но не унывали. В клубе «Лявониху» так отплясывали, что половицы ходуном ходили. Брат Коля рано научился на баяне играть, — машет рукой Нина Антоновна.

В конце 50–х годов прошлого теперь уже века их семью снова переселили в ближайшее село Бомнак, тогда это называлось «укрупнением». Николай Венглинский отслужил в армии и вернулся в родной поселок с молодой женой. Нина никуда со своего Севера не уезжала. Больше тридцати лет проработала начальником местного аэропорта.

— Тут прекрасная жизнь! Чище снега, чем в Бомнаке, я нигде не видела, — говорит она.

Вспоминает, что в советское время билет на самолет до ближайшего поселка Горный стоил всего один рубль.

Николай Антонович несколько десятилетий кряду проработал радиомехаником сельского аэропорта. Обеспечивал радиосвязь для международного «коридора», который связывал Токио с Нью–Йорком.

Венглинские несколько раз ездили в отпуск к своим корням — в Беларусь.

— Я когда увидела хатку деда, из–за которой всю его семью чуть не погубили, чуть в обморок не упала. Маленькая такая! — восклицает Нина Антоновна. Старшие Венглинские до последнего часа тосковали по своей родине, с которой их разлучили.

— Бабушка всегда плакала, как только речь заходила о Беларуси. Она приучила нас к белорусской кухне, мы и сегодня без драников недели не живем, — признаются бомнакские белорусы.

Есть у них фирменное бобруйское блюдо, которое в их семье называется «души». Это мясной фарш, спрятанный в «плоть» густого картофельного пюре.

— Получаются как галушки, но только из картофеля, они отвариваются в соленой воде, потом обжариваются в масле. Со сметаной просто объедение, — говорят Венглинские.

Бомнак — село небольшое и неизбалованное цивилизацией. Летом сюда можно попасть на видавшем небо «кукурузнике» только в случае летной погоды. Или доплыть на лодке по синим волнам рукотворного Зейского моря, за просторами которого и прячется земля эвенков.

Больше половины народа, который проживает в Бомнаке, — эвенки, хранители и апостолы бескрайней тайги.

— Мы с ними очень дружно живем. Они чистые сердцем, честные люди. Я много что понимаю по–эвенкийски, — улыбается белорус Венглинский.

Глава родовой охотничье–оленеводческой общины «Юктэ» Елена Колесова называет Николая Венглинского «золотым человеком».

— В это трудно поверить, но он нас возит на своей машине за сотни километров от поселка в тайгу, к оленеводам. И не берет за это ни копейки денег, — говорит Елена Григорьевна.

Николай Антонович от такой похвалы смущается, называя это «обычным делом».

— Да бросьте вы! У нас так раньше весь поселок жил. Никаких товарно–денежных отношений между людьми не было, только взаимовыручка...

На вопрос о мечте Венглинские ответили не задумываясь.

— Чтобы рыбы было еще больше в Зейском море. Остального у нас всего хватает. Мы счастливые люди.

Александр ЯРОШЕНКО

yaroshenko68@mail.ru

Амурская область
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter