Чудо нам в назидание

В славный город Муром люди идут в поисках бескорыстной любви, побеждающей смерть

В славный город Муром люди идут в поисках бескорыстной любви, побеждающей смерть

В атласе старинных русских городов Муром – страница особая. Догадываюсь: все сразу вспомнили сказочного богатыря Илью Муромца, олицетворяющего героический образ защитника Родины, подвигами которого с восхищением зачитывались в детстве. 

На рассвете, когда летний туман с Оки таинственно улетучивается, обнажая цветные россыпи куполов кремля, церквей и монастырских соборов, невольно думаешь о таланте древних зодчих, оставивших потомкам в дар — через века – эти сокровища архитектуры.

…Сижу на пристани в ожидании парома и ловлю себя на мысли, что уезжать не хочется. Земля здесь благословенная, известная истории еще с IХ века! В «Повести временных лет» Муром упоминается вместе с Полоцком, Новгородом, Ростовом Великим. Много тайн тут хранится и немало сокровищ – материальных, духовных, литературных.

Несколько лет назад в альбоме, посвященном древней русской живописи, я впервые увидела репродукцию фресок, иллюстрирующих житие муромского князя Петра и княгини Февронии, канонизированных еще в 1552 году. Думала ли я тогда, что приеду когда-нибудь в этот город и смогу поклониться их святым мощам, услышать предания о беззаветной любви и чуде, явленном в назидание всем нам – суетящимся, сомневающимся, разуверившимся?

…Семь столетий назад жил-был князь Петр. Отважный, молодой и красивый. Но настигла его болезнь, избавиться от которой не помогали ни врачи, ни лекарства. И жила на земле муромской простая и веселая девушка по имени Феврония, дочка лесника-пасечника. Взялась она лечить князя и приглянулась ему своим умом и добротой.

Решил князь взять ее в жены, да, выздоровев, раздумал. Потом снова заболел и понял: неспроста это. Господь вразумляет. И женился на Февронии!

Но не понравилась жителям Мурома княгиня-простолюдинка. Много нашлось завистников и завистниц, стремящихся разлучить знатного князя с пасечниковой дочкой. Бояре, имевшие огромную власть, пришли к Петру с ультиматумом: «Не желаем иметь княгиней Февронию. Отправь ее в монастырь, сам женись на богатой, а иначе выберем себе другого князя…»

«Не годится людям разрывать то, что соединил Бог. Без Февронии – я вам не князь!» – ответил боярам Петр и оставил Муром, отправившись с женою в изгнание.

А тем временем в княжестве разгорелась борьба за правление. Дело дошло до оружия. И тут вспомнили, устыдившись, мирные жители, как несправедливо обошлись они с законным наследником престола. Бросились упрашивать Петра вернуться, простить и княжить по справедливости. По заслугам оценили муромцы и благочестивую княгиню — мудрую, милосердную, трудолюбивую, почитающую слово Божие и духовенство.

Текли годы — как вода в Оке. Дожили Петр и Феврония до глубокой старости. А в конце жизненного пути решили принять монашество. И разошлись по разным монастырям – мужскому и женскому.

…За вышиванием святых ликов застало Февронию известие о просьбе Петра проститься, так как выпало ему время отойти от всех земных дел. Желая закончить работу, трижды попросила она его подождать. Наконец, воткнула иголку в вышивку, обмотала ее ниткой и, помолившись, послала сказать любимому, что умирает вместе с ним.

— Это ли чудо? — спросите вы. Да. Но главное впереди.

Известно было всем жителям Мурома, что еще при жизни пожелали Петр и Феврония, чтобы похоронили их неразлучно, в одном гробу с тонкой перегородкой, приготовленном заранее.

Но иноков негоже класть в один гроб! Поэтому Петра положили в городской церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию – в Крестовоздвиженском храме. Однако наутро оба гроба оказались пусты, а тела бывших супругов – опять рядом.

Их еще раз разъединили и стражу выставили, но чудесным незримым образом соединение повторилось снова, словно подтверждая «образ христианского супружества, готового на все лишения ради евангельской заповеди о нерушимом союзе».

Как в сказке: найти свою половинку, жить вместе долго и счастливо, умереть в один день и не разлучаться даже после смерти!

…Насельницы здешнего Свято-Троицкого монастыря знают немало случаев благодатной помощи тем, кто и в наши дни обращался с искренней молитвенной просьбой к святым Петру и Февронии. Возле их нетленных мощей совершалось немало чудес. Даже лампадки у изголовий иногда загорались сами.

О чем же просят люди, приходящие сюда с надеждой? Догадаться нетрудно. Конечно же, о любви! Той бескорыстной любви, которая побеждает даже смерть.

…Подходит паром. Я еще раз оглядываюсь на старинный город, прячу в сумку книгу и торопливо набираю горсть речных камушков, до боли сжимаю их в ладони и неожиданно вспоминаю с улыбкой: имя Петр ведь и означает «камень»…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter