Кто для верующих супергерой и чем может обернуться потребительское отношение к святыням

«Чудеса — это для впечатлительных»

300 тысяч человек. Столько людей простояло в огромной очереди к Свято‑Духову кафедральному собору на Немиге. В течение нескольких дней в храме пребывала великая христианская святыня — Пояс Богородицы. По словам верующих, они готовы были ждать несколько часов на улице, лишь бы приложиться и попросить помощи, благословения, исцеления. Скептики тем временем удивлялись: неужели это работает? Хороший вопрос — и повод для нашего интервью с иереем Михаилом Стрехой.

Иерей Михаил Стреха.

Сомневаться — хорошо

— Посмотрев на очередь у собора, задумалась: почему одни святыни почитаются настолько сильно, а к другим особого ажиотажа нет?

— Такой очереди и правда давно не было, но она объяснима. Белорусы всегда масштабно почитали Пресвятую Богородицу. Это видно даже по геральдике: в гербах Минска, Марьиной Горки, Белыничей есть образ Божией Матери. Еще момент: попасть к поясу не так‑то просто. Скажем, частички мощей многих почитаемых святых есть в наших храмах. А чтобы приложиться к поясу, нужно поехать либо на Кипр, либо на Афон в Ватопедский монастырь. Туда пускают только мужчин, и то не всех.

Медиа тоже сыграли свою роль, активно распространяя информацию. Но у Церкви нет цели собрать огромное количество святынь, чтобы им поклонялись. Это редкие события, которые лишь помогают укрепиться в вере. Посмотрите, какая вокруг нас непростая ситуация: постоянный стресс, тревожность отражается и на душе. Думаю, многие стоящие в очереди просили у Богородицы мира и любви. Потому что, как мне кажется, самое большое чудо — это любовь в ее высоком христианском понимании.

Очередь к собору в Минске, где находился Пояс Богородицы, а также частички мощей родителей Божией Матери — Иоакима и Анны.
Фото БЕЛТА

— Журналисты одного медиа в репортаже из собора написали: «Люди почему‑то верят, что это приносит пользу». Тоже чувствуете здесь сарказм?

— Ничего страшного. Скептический или, лучше сказать, осторожный подход — это правильно, это по‑христиански. Мы свою веру не сводим к чудесам.  
Я даже думаю, что скептики очень близки к нормальному, здоровому раскрытию понятия духовности и веры. Ведь мы реагируем только на то, что нас цепляет, — значит, человек ищет ответы. А вот когда люди слишком очаровываются, это непременно приводит к разочарованию.
Фото БЕЛТА

— По‑моему, были в храме и не сильно религиозные люди. Ощущение, что они просто услышали про «волшебный» предмет и отнеслись к нему как к шансу решить свои проблемы. Насколько это правильно?

— Представьте: будний день, все загружены работой. Чтобы отстоять три часа на улице, нужно приложить усилие. Если кто‑то и приходил с мыслями «зайду, может, волшебство произойдет», то, мне кажется, он быстро сдавался. «Холодно, время идет, чего я тут стою?» — разные вопросы могли внутри возникать. Но если уж человек дошел до конца, хочется верить, он сделал это осознанно.

Другой момент. Если пришел, поцеловал, ушел и это было как бы между прочим — скорее всего, ничего не произойдет. Но Господь видит потенциал сердца и души, поэтому может совершить чудо — авансом.

Фото БЕЛТА

До пика святости еще далеко

— А что такое чудо?

— Это некое сверхъестественное изменение привычного хода вещей, чье‑то вмешательство в твою жизнь. Но чудо может творить как Господь, так и дьявол. Важно не скатываться до потребительского отношения к святыням и торга: так и быть, снизойду, проверю, поможет или нет. Бог в нас не нуждается, это мы нуждаемся в Нем.
А еще нельзя ставить чудо выше Бога. Опыт Церкви показывает, что к чудесам нужно относиться спокойно. Не отвергать их, но и не делать поспешных выводов. Лучше через время посмотреть, как то или иное событие на тебя повлияло. Если находишься в состоянии мира, спокойствия, увидел другие грани своей души — это от Бога. Кстати, иногда людям кажется: если случилось чудо, я достиг пика святости. Это не так. Бог посылает чудеса, когда нужно ободрить человека и укрепить его веру.
Образ святой блаженной Ксении Петербургской.

— Допустим, человек не успел приложиться к Поясу Богородицы или другой святыне — работа, дела. Он должен корить себя?

— Не получилось, и ладно, ничего страшного. Если вы исповедуетесь, причащаетесь, ведете духовную жизнь — это гораздо важнее. Нет возможности, но есть стремление — помолитесь в это время. А если мы будем жить по принципу фестиваля — туда поехали, сюда побежали, — ничего хорошего не выйдет. Главная святыня, к которой мы можем прикоснуться каждый день в любом храме, — это причастие. В этот момент ты принимаешь внутрь себя самого Христа! Что может быть выше?

Фото БЕЛТА

Дорогая машина — не по адресу

— Возьмем бездетную пару. Кто‑то супругам подсказал, что можно поехать в монастырь в Барань и попросить помощи у Ксении Петербургской. Муж с женой это делают — и ребенок действительно чудесным образом рождается. Но если Бог знает все наши мысли и потребности, почему он не поможет сразу, к чему все эти сложности?

— То, что вы описали, — внешняя сторона. А что в этот период происходило с верой людей, мы не знаем. Может, они очень долго молились, попробовали все варианты и монастырь был одним из… И все это время у них не получалось, но вера не угасала. Видя это, Господь сотворил чудо.

Чудотворная Жировичская икона Богородицы


Проблема с деторождением и правда очень актуальна. Есть люди, которые говорят: «Вот был бы у меня ребенок, я бы то сделал, это». Рисуют лучшую версию себя. Не задумываясь, что дети — это бессонные ночи, постоянные ссоры, а иногда даже мысли «зачем это надо было, жили себе нормально». Но с другой стороны, это самосовершенствование. Пока нет ребенка, ты не поймешь, что такое жертвенная любовь и каким ты был эгоистом.

— А вообще обязательно куда‑то ехать, ждать, трудиться? Почему нельзя просто мысленно сформулировать, чего тебе не хватает?

— Думаю, желание должно быть подкреплено какими‑то действиями. Хочу, но усилий не приложу — не сработает. Не потому, что Бог не может чего‑то сделать, а потому, что человеку это будет не полезно. Но самый правильный алгоритм: «Господи, да будет воля твоя».

— О чем просить неуместно?

— Если подходишь к святыне и думаешь, как сильно хочешь дорогую машину, — ты не по адресу. Зайди в банк за кредитом, заработай или в конце концов подумай, так ли нужно тебе авто. Другое дело, идти с просьбой укрепления в вере.

Воссозданный Крест преподобной Евфросинии Полоцкой

— Сильно сомневаюсь, что есть такие люди. Зря?

— И правда, мирскому человеку с его потребностями и ритмом жизни очень сложно эту просьбу сформулировать. Но такие люди есть, просто они об этом не заявляют во всеуслышание. Это был бы популизм.

Самое сложное признание

— Как смириться и не обозлиться, если Бог не отвечает? Сразу в голову мысли лезут, мол, все это ерунда, нет Его.

— Включить рациональное мышление: значит, мне это пока не нужно. Если начинаешь чего‑то сильно хотеть, весь замыкаешься в этом желании и не можешь двигаться дальше. Подожди, потерпи. Надо — придет.
На днях у меня была встреча с молодежью, говорили про Год качества. Я спросил: «Ребята, что должно быть в вашей жизни, чтобы вы признали, что она качественная?» Ответы стандартные: много денег. Это общая тенденция. Но я объяснил: если замкнетесь только в деньгах — будет беда. Лучше бы думали: для качественной жизни нужно получить цельное образование, быть полезным людям, создать крепкую семью, научиться любить. Тогда деньги превращаются в средство. Ведь если они самоцель — это крах. Ты всего обязательно добьешься, но какой ценой? Пойдешь по головам, будешь злым. Потом получишь недолгое удовольствие и поймешь, что все зря. А дальше самое сложное — признаться, что ты был неправ.


— Кстати, о материальном. Многим чудотворным иконам прихожане оставляют цепочки, кресты, кольца. Это нужно Богу?

— Нет. Эта традиция появилась в знак благодарности, как осязаемый образ «спасибо». Но бывает, это превращается в фетиш, люди оставляют все подряд. Мне нравится в этом плане пример Греции: на серебряных пластинах гравируют руку, ногу, глаза. Я удивлялся, что же это такое? Монахи рассказали: это видимые свидетельства чудес. Люди обращались за помощью и получили исцеление той или иной части тела.

— Есть святые, у которых традиционно просят помощи при алкоголизме, а есть, например, те, к кому обращаются при онкологии. Не странное ли деление?

— Оно условное. Например, икона Богородицы «Неупиваемая чаша» написана так, что сам образ напоминает: сладость жизни не в вине, а во Христе. Но вообще с молитвой о помощи в трудных жизненных обстоятельствах можно обращаться к другому образу Богородицы или святому. Главное, чтобы обращались к первообразу, а не к иконе как таковой.


Не надо искать необычное

— Как появляются современные святые?
— Есть новомученики, которых убили за то, что они христиане и не отреклись от веры. Их сразу причисляют к лику святых. Кто‑то удивится: человек всю жизнь мог себя вести непонятно как и вдруг за секунду стал святым. Но когда тебе говорят: жизнь или Христос, которого ты даже никогда не видел и точно не знаешь, есть ли Он, — это очень сложный выбор. И если кто‑то делает его в пользу Господа, он автоматически доказывает: вера — не просто традиция или стечение обстоятельств, а твердая позиция. Видя эти страдания, другие люди тоже начинают верить. Потому что невозможно отдать жизнь ни за что.


— Вряд ли в нашей стране, где традиционные ценности и религиозность в почете, в ближайшем будущем случится что‑то подобное. То есть надежды на новых святых нет?

— Есть и другой путь, мученическая кончина не обязательна. Но канонизация — это целый алгоритм: изучаются свидетельства, насколько благочестиво человек жил, что проповедовал. Должно пройти минимум полвека после смерти, только потом специальная комиссия священнослужителей рассматривает этот вопрос.

Многие ищут супергероев — тех, на кого можно рассчитывать. Хорошо, когда этими супергероями становятся люди, которые реально были на земле и явили святость своей жизни. В их житиях мы читаем, что на пути встречались проблемы, падения. Но главное — это пример, как достойно можно с ними справляться и как правильно строить свою жизнь.


— А если кто‑то этим супергероем назовет на вид благочестивую бабушку, которая живет в отдалении и якобы творит чудеса, вы бы не советовали бежать к ней за помощью?

— Я бы воздержался от такого «паломничества». Не надо искать все необычное, это не христианский путь. Еще в Евангелии Господь обличает еврейский народ, который требовал знамения. Если человек верит — чудеса ему не нужны, это для впечатлительных. Церковь очень осторожно относится к разного рода «популярным жанрам» и никогда не торопится впечатлять людей.

Все начинается с любви

В Минске прошел форум православной молодежи

Фото church.by.

Мероприятие началось с литургии, которую возглавил митрополит Вениамин. Затем форум продолжился по направлениям «Роль святости в жизни христианина», «Духовная потребность человека», «От влюбленности до любви...». Также участники ознакомились с историей Свято-Духова кафедрального собора и побывали на экскурсии в церковно-историческом музее БПЦ. После слов назидания митрополит отметил благодарностями Патриаршего Экзарха лучшие молодежные инициативы и проекты.

Милосердие превыше всего

Объявлен набор на обучающие курсы по оказанию помощи онкологическим больным


Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению БПЦ совместно с РНПЦ онкологии и медрадиологии организует курсы для добровольцев и сестер милосердия. Обучение групповое, до 10 человек. Программа включает отработку основных навыков по уходу за пациентами, предусматривает получение знаний о профилактике пролежней, особенностях кормления. Для записи необходимо заполнить анкету (ссылка есть на сайте http://church.by/).
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter