Чучело

- Сегодня иду к таксидермисту, - сообщила я своему коллеге. - К таксисту? - переспросил он. А наш фотокор выдвинул версию и того оригинальнее: что у меня трудноизлечимое кожное заболевание и я спешу на консультацию к дерматологу... Н-да, уж какие только ассоциации не вызывает термин "таксидермист"! А на самом-то деле представители этой редкой специальности автомобили с шашечками не водят и людей не лечат. Их призвание - изготавливать чучела животных.
- Сегодня иду к таксидермисту, - сообщила я своему коллеге.

- К таксисту? - переспросил он. А наш фотокор выдвинул версию и того оригинальнее: что у меня трудноизлечимое кожное заболевание и я спешу на консультацию к дерматологу... Н-да, уж какие только ассоциации не вызывает термин "таксидермист"! А на самом-то деле представители этой редкой специальности автомобили с шашечками не водят и людей не лечат. Их призвание - изготавливать чучела животных.

Профессия эта существует уже около трехсот лет. Многие таксидермические экспонаты, сделанные еще при Петре I, "живут" и по сей день. В народе таксидермистов прозвали чучельниками. И не зря, ведь поначалу их работы мало отличались от чучел. Глядя на современные экспонаты, так не скажешь.

Комната, где работают таксидермисты, напоминает нечто среднее между мастерской, музеем и операционной. Атмосфера, словно из романа Зюскинда "Парфюмер". Пахнет уксусом, лаком, масляными красками. По стенам развешаны чучела нахохлившихся глухарей, распластавших крылья уток и оскаливших пасти волков. На полу - огромные пластмассовые ванны, в которых под толстым слоем соли "маринуются" шкуры животных. В углах свалены груды проволоки и деревянных болванок. Из необходимых инструментов - скальпель, медицинские ножницы, плоскогубцы да иголка с ниткой.

Когда я пришла в мастерскую, таксидермист Василий Суходолов "вживлял" глаза тетереву, которого до этого уже просушил феном и расчесал зубной щеткой. Он с ювелирной точностью воспроизводил глаз, нанося беличьей кисточкой на скользкую отшлифованную поверхность оргстекла оранжевую краску. Затем поколдовал пинцетом и ватным тампоном. И тетерев ожил, заиграв блестящими бликами своих искусственных очей.

- С этим чучелом, кстати, пришлось повозиться из-за раздробленного правого крыла, прежде чем восстановить первоначальный вид плечевой и лучевой костей, - говорит Василий Иванович.

То, что профессия таксидермиста кропотливая и тонкая, понимаешь сразу. И работать над одним экспонатом надо не час и не два - несколько дней. А сколько знаний требуется от таксидермиста! Он должен хорошо рисовать, быть скульптором и столяром, знать анатомию, разбираться в химии. А также с виртуозностью фотографа уметь фиксировать все позы животных, их манеру поведения и образ жизни в природной среде.

Поначалу кажется, что ничего сложного здесь нет. Сделал для будущего экспоната каркас из проволоки и брусков, а еще проще купил уже готовый манекен, надел поверх так называемого скелета шкуру, вату подбил для объема да глаза вставил - и готов экспонат.

- Да нет, охотник-профессионал сразу распознает подделку! Чучело не будет выглядеть живым, - говорит Василий Суходолов. - Уши у животного не так прижаты, голова под большим углом повернута, мышцы не видны. Одну деталь упустил - уже не то!

Насколько сложная профессия таксидермиста, я поняла, когда в руках у меня оказался скальпель, а передо мной лежала "свежая" птица, которую в энциклопедии "Природа Беларуси" идентифицируют как "лунь болотный".

- Курицу дома когда-нибудь разделывали? - в шутку сказал таксидермист. - Тогда ничего сложного!

Уж как сказать!.. Оставив неуместную девичью брезгливость, я взяла в руки скальпель. Конечно, одно дело курицу на домашней кухне "препарировать" и совсем другое - такую "дичь", которая и на мертвую-то не смахивает. Казалось, что сейчас взмахнет крыльями, пронзительно вскрикнет и вылетит из окна. В общем, снять с нее кожу у меня рука так и не поднялась. А в таксидермии - это как дважды два, самые азы. Неправильно снимешь шкуру - дальше вся работа не имеет смысла. Новичкам удается проделать этот поначалу неприятный процесс за день, опытному мастеру потребуется всего пару часов. А прежде чем состоится "примерка" шкуры на животное или птицу, ее еще химические процедуры ожидают. Чтобы через лет пять ваш кабанчик или утка не издавали неприятный запах. А ведь качество таксидермического экспоната проверяет время.

- Привезли как-то барсука из Польши. У него через год мех стал сыпаться, - рассказывает Василий Иванович. - Оказалось-то, шкуру в хлебной закваске вымачивали, чего делать никак нельзя. Да, и такие специалисты встречаются...

Гарантия на изделие, как правило, - 5 - 7 лет. Дальше все зависит от ухода за ним. Пыль убирать, советуют таксидермисты, можно с помощью птичьего пера или заячьего хвостика. А вот если с вашего чучела лезут пух и кожа с лапок, стоит обратиться к специалисту. Экспонату предстоит дополнительная "химиотерапия". После правильного ухода дедушкин трофей еще и внукам по наследству перейдет.

Кстати, таксидермические экспонаты пользуются сегодня особым покупательским спросом. Среди заказчиков сформировались четкие требования: хищники должны выглядеть расслабленными и ленивыми, а вот уточек и зайчиков подавай в движении - в полете и прыжке. Преподнести своему сослуживцу в подарок на юбилей чучело утки-кряквы или лисы стало модным. А еще лучше - коврик из медведя или рыси. Покрасят и размер подберут по желанию клиента. Правда, придется раскошелиться - "живой" половичок потянет на 450 - 500 у.е.

Некоторым женам приобрести подарок для второй половины также не составит труда - выбор... рогов огромен: от больших ветвистых оленьих до косулиных, размером не больше 20 сантиметров. Эта шутка обойдется дамам в 20 - 50 у.е. Согласитесь, не так уж накладно для семейного бюджета. Зато есть возможность порадовать мужа отменными оленьими рожками.

- Можно и корову с рогами оленя "увековечить", - смеется таксидермист. - Не так давно выполнял два заказа: заяц с рогами косули и заяц с клыками. А вчера один заказчик принес раков с лягушками и просил что-нибудь оригинальное соорудить в подарок для брата. Вот сейчас голову ломаю...

Ценник на "живые игрушки" зависит от размера и оформления. Экспонаты подешевле крепятся к обычной деревянной доске. Однако, несомненно, гораздо лучше выглядят головы кабанов и косуль на медальонах, над которыми несколько дней корпел резчик по дереву, изображая охотничьи рожки и ружья. Ну а при большом желании, к примеру, те же утки могут превосходно вписаться в произведение живописи белорусского художника.

По сравнению с зарубежными, отечественные чучела стоят недорого. Ориентировочная стоимость токующего глухаря 120 - 140 у.е., белки - 35 - 40 у.е., представителя семейства утиных - 30 - 50 у.е., медальона головы кабана - в пределах 100 - 180 у.е., волка с оскаленной пастью - 150 у.е.

- А домашних питомцев в подарок не заказывали? - интересуюсь у Василия Суходолова.

- Нет, его повадки и поведение известны только хозяину, - рассказывает Василий Иванович. - Это же полноценный член семьи. Таксидермисту сложно сделать котика или собачку такими, какими привыкли его видеть в семье.

На Западе таксидермия - процветающий бизнес. В США в нем трудятся больше 75 тысяч человек. В Америке существуют свои профессиональные объединения, издаются журналы, проводятся творческие конкурсы. Открыты и специальные школы, где обучают таксидермическому мастерству. В Беларуси берутся изготавливать чучела многие. Но профессионалов - единицы. Да и школы у нас хорошей нет. Навыки передаются буквально из рук в руки. Василий Суходолов занимается изготовлением чучел почти 30 лет. Впервые заинтересовался таксидермией в 7-м классе. Не одного воробья пришлось испортить, пока получилось что-то достойное. Окончив десятилетку, поступил в Великолукский лесотехнический техникум, где изучал таксидермию. Из 90 человек практический экзамен выдержал он один. И он единственный из всего выпуска остался верен своему делу. А недавно его даже приглашали работать в Никарагуа.

- В ученики возьмете? - интересуюсь у Василия Суходолова.

- А мастером настоящим станете? - вопросом на вопрос отвечает Василий Иванович. Почти любого человека можно научить рисовать. Но это не значит, что каждый умеющий рисовать становится творцом, создающим произведения искусства. Есть же и художники-ремесленники. Точно так же и в профессии чучельника: есть таксидермисты-творцы и таксидермисты-ремесленники. Орел, расправивший крылья в полете, - это уже произведение искусства, правда, созданное природой. Можно сделать чучело такого орла, неотличимое от оригинала, но это лишь продемонстрирует мастерство автора. Искусство начинается тогда, когда мастер не просто копирует оригинал, а вкладывает что-то свое: меняет позу, создает новую композицию, вдыхает в свою работу жизнь.

Эх, не быть мне таксидермистом! Да я, собственно, и не расстроилась. Ничего женского в этой профессии, на мой взгляд, нет. Вид мертвых животных, честно признаюсь, не для моих нервишек. Так что лучше пойду покупать корм для моего домашнего - живого-здорового! - хомячка Бориса Абрамовича...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter