Вся правда о брекет-системах

Чтобы зуб на зуб попал

Вся правда о брекет-системах

Врачи–ортодонты шутят: теперь носить брекеты стало так же привычно, как и джинсы. Действительно, мало кого смутишь сегодня «замками», которые крепят на зубы, по разным причинам пошедшие в разброд и шатание. Меж тем до сих пор живуче предубеждение: ортодонтическое лечение — это очень долго, слишком дорого, к тому же больно. Здесь не все так категорично.


Если брать нерядовой случай, когда, к примеру, один зуб «сделал па», развернувшись по оси, и есть серьезная патология прикуса, то лечение у ортодонта продлится от 1,5 до 3 — 4 лет. Да, «картинку» получим не сразу, но ведь это и не пластическая хирургия. До двух лет придется носить аппарат (кстати, не обязательно брекет–систему), а после надевать специальную пластинку на ночь, которая поможет стабилизировать результат, чтобы зубы «по старой памяти» не вернулись в прежнее положение. Кто–то скажет: «Это ужасно долго!» Но судите сами: вы 15, 38 или 50 лет жили с неправильным прикусом, который мог быть причиной головных болей, асимметрии лица, разрушения зубов, сложностей в протезировании, в конце концов, никак не прибавлял симпатии... А тут вам предлагают полтора–два года поносить аппарат, который не только приведет в порядок внешний вид, но и вернет здоровье суставу челюсти, да и в будущем поможет меньше тратить на лечение, протезирование и пр. Согласитесь, оно того стоит. К тому же доктору придется показываться не чаще чем раз в три–четыре недели.


Объективно: во всем мире ортодонтическое лечение — один из самых дорогостоящих видов медицинской помощи. Например, в Швеции или Финляндии оплата обеспечивается страховкой, а вот в США, Германии, Канаде она покрывает только часть расходов.


«В Беларуси медицина берет на себя обязательства по обеспечению детей и подростков бесплатной ортодонтической помощью. Что касается дорогостоящих аппаратов, к примеру, таких, как брекет–система, то ни одному государству мира не осилить подобных финансовых расходов для каждого нуждающегося. Пациенты платят сами, — объясняет ситуацию заведующий кафедрой ортодонтии БГМУ профессор Игорь Токаревич. — И здесь разбежка бывает существенной. Так, в государственных поликлиниках лечение у врача–ортодонта может стоить от 1 до 12 миллионов — в зависимости от сложности аппарата и времени работы с ним. Есть, конечно, и более дорогостоящие конструкции. В частной стоматологии прайс будет отличаться». А теперь сравним. Скажем, цена 5 металлокерамических коронок, которые вам сделают в госполиклинике, на сегодня — около 6,5 миллиона. Делаете импланты? Пять экземпляров облегчат кошелек на 22 миллиона...


К тому же, занимаясь исправлением прикуса, сумму за лечение нужно вносить не сразу, а по частям. Сначала — за покупку аппарата и его установку. Далее сумма разбивается на примерно ежемесячные платежи. По сути, получаем «медицинскую рассрочку».


Нередко можно услышать: мол, носить «крючки и скобки» (как только не называют ортодонтические аппараты!) — сущее мучение. Дескать, больно, неудобно, а еще ужасно нарушает дикцию, когда активированный аппарат давит на зубы и десну, заставляя их «перестраиваться». На самом деле сколько людей — столько и особенностей реакций и ощущений. А в принципе, здесь многое зависит от общего отношения к лечению — от сознательности и мотивации, вида аппарата и всего фронта работ.


И потом ведь ни один вид лечения не обходится без каких–то неприятных моментов. Но боль от перемещения зубов никак не назовешь невыносимой. К определенной доли дискомфорта быстро адаптируешься, а спустя короткое время он вообще исчезает. Словом, терпимо! Тем более когда понимаете, что делаете это для собственного здоровья и красоты. Вскоре вы вообще забудете, что во рту есть пластинка. Привыкнете разговаривать с ней, есть, спать, в общем, лечиться.


Активировать у доктора аппарат нужно в среднем раз в месяц. После этого снова ощутите определенное неудобство, но его никак не сравнить с периодом адаптации, который уже позади. В общем, это как разнашивание тесной обуви — сначала она натирает и хочется ее скорее снять, потом привыкаешь и даже нравится.


Что касается нарушения дикции, то длится это состояние не более 3 — 7 дней. Некоторые пациенты, кстати, с улыбкой говорят, что окружающие замечали в их речи в это время «шарм речи иностранных гостей».


В медицине считается: чем раньше обнаружили болезнь, тем больше шансов вылечиться. Интересно, что к вопросу исправления зубочелюстных аномалий это относится в меньшей степени. В общем, принцип «чем быстрее, тем эффективнее» не универсален. В каком же возрасте лучше навестить ортодонта? «Оптимально, если родители приводят ребенка в 4 — 5 лет, чтобы врач оценил состояние прикуса и ожидаемые перспективы, — считает профессор Токаревич. — Само лечение лучше начать после 8 — 10 лет. Прежде всего потому, что оно вызовет небольшой дискомфорт. Но ведь в раннем возрасте ребенку сложно понять значимость своего здоровья и красоты. В общем, у него еще пока нет сознательности. И дети саботируют процесс лечения: не носят аппарат, прячут его по карманам, а то и намеренно ломают. Врачи прекрасно знают: если начать лечение до 7 — 8 лет, в 70 процентах случаев оно не подойдет к логическому концу. Когда же дети в 11 — 13 лет начинают формироваться как личности, то и лечение будет эффективным и максимально сжатым по времени».


Но неверно считать, будто ортодонт — сугубо детский доктор. Лечатся у него и люди молодые, взрослые, даже зрелые. В странах, где развита стоматологическая помощь, принято после потери зубов — до начала протезирования — проходить лечение у ортодонта, а уже после заниматься коронками, протезами, мостами.


Цифра «СБ»


Аномалии развития зубочелюстной системы в нашей стране имеют 70 процентов детей и взрослых. Однако в лечении нуждаются не более 35 процентов. В остальных случаях эстетика практически не страдает, а кроме этого, организм в силах самостоятельно компенсировать те физиологические нарушения, которые появились из–за зубных «неточностей и неровностей». В общем, в ряде случаев дефект лучше не трогать.


Кстати


Любопытно, что ношение брекетов имеет свой положительный «побочный эффект». Во–первых, приходится вдвойне тщательно следить за гигиеной полости рта. Во–вторых, попадают под запрет такие продукты, как чипсы, сушки, печенье (их частицы любят прилипнуть к «замкам»), соленые орешки, семечки и сухари (иногда они ломают брекет) и сладости, создающие идеальные условия для размножения бактерий. Волей–неволей человек приучается к рациональному питанию и даже гармонично сбрасывает вес.


mart@sb.by

 

Советская Белоруссия №107 (24490). Вторник, 10 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter