Интервью с новым председателем правления Белкоопсоюза Валерием ИВАНОВЫМ

Чтобы выйти замуж, надо сначала выйти из дома

3,5 миллиона жителей страны обслуживает Белкоопсоюз...

Есть такая присказка: «Чтобы выйти замуж, надо сначала выйти из дома». В смысле: добиться желаемого можно только в случае желания, приложения сил, инициативы. Вот о чем подумалось перед этим интервью. При подготовке к нему узнала для себя интересную информацию.  Поделюсь. 3,5 миллиона жителей страны обслуживает Белкоопсоюз. Это треть населения, преимущественно сельского. Уникальная и старейшая сеть обеспечивает 3 миллиарда долларов товарооборота, притом что сохранилась практически неизменной со времен СССР. Как система откликается на вызовы времени? Какова ее роль в создании валового внутреннего продукта страны и каким видит ее завтрашний день новый председатель правления Валерий ИВАНОВ? Об этом его интервью обозревателю «СБ».


— Валерий Николаевич, похоже, у вас появился конкурент. Владелец крупной ритейлерской сети заявил: готов пустить свои автолавки в село. Как вы относитесь к такому предложению?


— Потребкооперация занимается торговлей на селе более 100 лет. И подобные коммерческие предложения появляются с завидной периодичностью. Мы не против здоровой конкуренции. Вот только результаты у коммерсантов пока весьма скромные. Представителям крупной торговой сети, рвавшейся, судя по публичным заявлениям, в деревню, предлагали взять на полное обслуживание Несвижский район. Ответа ждем до сих пор. Автомагазин другой известной торговой фирмы в марте 2013 года начал работать в Минском районе. Первоначально маршрут включал 21 населенный пункт, в том числе 3 — с численностью населения до 10 человек. Убедились на практике — невыгодно. Сейчас коммерческая автолавка заглядывает только туда, где проживают более 20 человек. Мы такой роскоши, к сожалению, не можем себе позволить. Наши автолавки бывают по 3 раза в неделю даже в населенных пунктах, которые находятся на расстоянии 50 километров друг от друга и где проживают не более 5 человек.


А вообще, из 9,3 тысячи наших магазинов 6,4 тысячи расположены в сельской местности, в том числе 3,7 тысячи — в деревнях с населением менее 300 человек. Все они убыточны. Но что делать, если в стране, по данным переписи 2009 года, всего насчитывается немногим более 20 тысяч сельских населенных пунктов, 17 тысяч из которых имеют численность менее 100 жителей? К слову, 14,8 тысячи населенных пунктов, где проживают 394 тысячи человек, обслуживают наши 668 автолавок. Так Белкоопсоюзу ли бояться конкуренции? Ведь у нас более 10 отраслей деятельности и свыше 70 направлений: в посевную и уборочную кормим механизаторов, постоянно обеспечиваем горячим питанием школьников, оказываем самые разные услуги — от бытовых до обработки приусадебных участков, обеспечиваем сельчан минеральными удобрениями, помогаем убрать урожай, закупаем излишки продукции. Есть промышленность. 70 заводов выпекают хлеб, сохраняя традиции и советские технологии, — это 28 процентов от его отечественного производства. 80 процентов пушнины производим, получая высокую оценку качества на международных аукционах. Сохранили хорошие породы норок. Зооинженерная и ветеринарная работа налажена на должном уровне. Но шить не умеем. Сейчас пытаемся это исправить. Побывали в Китае, ведем переговоры с греческими фирмами по выработке шкур и пошиву готовых изделий. Будем учить своих специалистов и уже к новому сезону откроем фирменный магазин отечественных натуральных шуб.


Очень жаль, что вокруг потребкооперации сложился стереотип: если что–то плохое, значит, у нас. Это неправда. Потребкооперация меняется. Вы, наверное, знаете, что в ресторанах, кафе и столовых давно практикуется приготовление блюд с применением технологии шоковой заморозки. В нашем общепите эта технология освоена в 2009 году. Функционируют 30 аппаратов шоковой заморозки готовых продуктов, позволяющих сохранить вкус, запах, консистенцию и пищевую ценность готовых изделий, которые потом достаточно разогреть. К 2015 году их количество увеличим так, чтобы обеспечить все объекты общепита без кухни.


— Но ассортимент сельских магазинов существенно отличается от городских...


— Да, отличается. Но это определяется исключительно платежеспособностью сельских жителей, у которых, как правило, устоявшиеся и хорошо изученные нашими продавцами потребности. Скажите, зачем везти 10 сортов колбасы и 15 сортов йогуртов в деревню на 100 дворов? Кто это будет покупать? В каждом магазине есть книга предварительных заказов. Внесенные туда заявки выполняются в течение трех дней. Это нормально и правильно. Ведь потом вы же первыми будете нас упрекать: почему на прилавке залежалый товар? Хотя и с этой проблемой, характерной для всей торговой сети страны, мы боремся. Заведующие магазинами сейчас наделены полномочиями по оперативной уценке особо скоропортящихся продуктов. Для этого им достаточно согласовать новую цену по телефону в отделах экономики райпо.


Куда более важная задача — работать с прибылью, повысить производительность труда и поднять зарплату, которая на сегодня одна из самых низких в стране. В перечне поручений Главы государства — создание логистического центра. Тяжелейшая работа. Мы должны избавиться от посредников в закупке критического импорта. Это позволит снизить цены. Нам нужно разработать собственные брэнды, под которыми на прилавке появятся полуфабрикаты, соления, национальные сельские деликатесы.


— Каждый год, когда наступает сезон заготовки ранних овощей, клубники, огурцов, которые население Брестчины выращивает не только для внутреннего потребления, но и на продажу за рубеж, мне приходится наблюдать одну и ту же картину. Россияне, отечественные коммерсанты–перекупщики забирают самую лучшую клубнику, огурцы, сбивают цены и частенько везут недалеко — на минские рынки, где сбывают в 3 — 5 раз дороже. В это время райзаготконторы отвечают: еще не знаем, что почем. А потом закупают некондицию. Отсюда соответствующее качество консервов, квашений и солений.


— Ненормально, что мы закупаем корнишоны, зелень, пекинскую капусту за границей. В этом году планируем увеличить количество заготовителей с 1,5 тысячи человек до 2,5 тысячи. Более того, начинаем заключать с населением и фермерами договоры на выращивание ранних овощей, зелени. Хотя процесс это непростой. Когда дефицит, скажем, ранней капусты, население быстренько ее реализует россиянам и перекупщикам, а когда изобилие — пишут жалобы во все инстанции: почему потребкооперация не берет? В нынешнем сезоне собираемся переломить ситуацию. Нам государство выделяет кредитов на 150 миллиардов на закупку излишков от населения, в том числе дикорастущих ягод, грибов. Ставим задачу возродить в каждом райпо убойные цехи на современном уровне, чтобы закупать и перерабатывать мясо, изготавливать традиционные белорусские деликатесы. Хотя все непросто. Недавно был в Польше на предприятии, где перерабатывают в том числе и наши лисички. Удивился: сырье стоит на улице на самом солнцепеке в бочках по 250 — 300 килограммов. Оказывается, если в рассол, в котором хранятся грибы, добавить больше соли — 18 процентов, то нет никакой необходимости охлаждать сырье. Гриб так же быстро впитывает соль, как и отдает потом. А у нас жесткий стандарт: соли должно быть не более 12 процентов, чтобы хранить лисички, надо построить склад с температурой не выше плюс 8. А это колоссальные затраты.


— Так меняйте стандарты!


— Легко сказать. На разработку нового стандарта надо не менее трех лет...


— Значит, надо сокращать сроки, иначе никогда не выиграете в конкурентной борьбе и ваши солянки будут лежать на прилавках. Хотя на самом деле в них нет консервантов, вредных добавок, антиокислителей. Это могло бы быть важным конкурентным преимуществом. Сейчас люди очень следят за своим здоровьем. Достаточно просто улучшить товарный вид. Кстати, бывая в командировках, я вижу минеральные воды, сорта хлеба без добавок, дешевое мясо, которых нет и никогда не было в Минске и других крупных городах. Почему минские райпо не везут сюда эту и другую местную продукцию? Что мешает?


— А вы представляете в гипермаркете хлеб из Червеня? Кто нас туда пустит? В ритейлах есть своя выпечка. За место на прилавке они берут бонусы, которые нашим райпо не по силам. Сейчас ставим задачу открыть свою фирменную торговлю. В каждом районном, областном центре. Первый магазин под брэндом «Родны кут» скоро распахнет двери в Минске. Там будет представлен весь ассортимент нашей продукции. К чемпионату мира хотим поставить в наиболее оживленных местах торговые палатки. Ведь главное в современном мире — не произвести, а продать. И это непросто, тем более нашей сельской торговле в больших городах. Но ничего невозможного нет. Будем работать — будет результат.


Советская Белоруссия №63 (24446). Пятница, 4 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter